Арктическая стратегия россии. Российские владения в Арктике

Российские владения в Арктике. История и проблемы международно-правового статуса

Арктическая стратегия россии. Российские владения в Арктике

ТАСС-ДОСЬЕ. 9 апреля 2019 года в Санкт-Петербурге в “Экспофоруме” начал работу V Международный арктический форум “Арктика – территория диалога”.

Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила справку о российских владения в Арктике.

История

Впервые Россия заявила о своих правах на арктические территории в 1916 году. Министерство иностранных дел направило зарубежным государствам ноту о включении в состав своей территории всех земель, “расположенных к северу от азиатского побережья Российской Империи”.

СССР в меморандуме Народного комиссариата иностранных дел от 4 ноября 1924 года, направленном всем государствам, подтвердил положения ноты 1916 года о принадлежности РСФСР всех земель и островов, составляющих северное продолжение Сибирского материкового плоскогорья.

Вопрос о границах советской арктической зоны был урегулирован в постановлении Президиума ЦИК СССР от 15 апреля 1926 года. “Об объявлении территорией Союза ССР земель и островов, расположенных в Северном Ледовитом океане”.

Документ гласил, что “территорией Союза ССР являются все как открытые, так и могущие быть открытыми в дальнейшем земли и острова, расположенные в Северном Ледовитом океане к северу от побережья Союза ССР до Северного полюса в пределах между меридианом 320 градусов 4 мин.

35 сек. восточной долготы от Гринвича, проходящим по восточной стороне Вайда-губы через триангуляционный знак на мысу Кекурском, и меридианом 168 градусов 49 мин. 30 сек.

западной долготы от Гринвича, проходящим по середине пролива, разделяющего острова Ратманова и Крузенштерна группы островов Диомида в Беринговом проливе”.

Постановление делало исключение для земель и островов, принадлежность которых иностранным государствам была ранее признана советским правительством (имелись в виду архипелаг Шпицберген и остров Медвежий, владение которыми Норвегией закреплено Парижским договором от 9 февраля 1920 года).

В 1979 году СССР уточнил восточные границы своих полярных владений с “168 градусов 49 мин. 30 сек.” на “168 градусов 58 мин. 49,4 сек.”.

Арктическая зона РФ

2 мая 2014 года президент РФ Владимир Путин подписал указ “О сухопутных территориях Арктической зоны Российской Федерации”.

Согласно этому документу, российская часть Арктики включает Мурманскую, Архангельскую области; Республику Коми и Якутию; Красноярский край; Ненецкий, Чукотский, Ямало-Ненецкий автономные округа, Беломорский, Кемский и Лоухский районы Карелии, а также “земли и острова, расположенные в Северном Ледовитом океане и некоторые улусы Якутии, которые были объявлены территорией СССР постановлением Президиума ЦИК СССР от 15 апреля 1926 года”. С российской арктической зоной граничат территории четырех государств: США, Канады, Норвегии и Дании, которая владеет Гренландией.

Общая площадь арктических владений России составляет порядка 3 млн кв. км (18% всей территории РФ), в том числе 2,2 млн кв. км суши, где проживает около 2,4 млн человек. Это менее 2% населения России и около 40% от общего населения всей Арктики.

По словам секретаря Совета безопасности РФ Николая Патрушева, Арктика обеспечивает 11% национального дохода России, здесь создается 22% объема общероссийского экспорта.

Проблемы международно-правового статуса

На данный момент международно-правовой статус Арктики окончательно не урегулирован. В отличие от сухопутных участков побережья и островов, арктический шельф, простирающийся до Северного полюса, не принадлежит ни одному из государств. На него претендуют Россия, Норвегия, Дания, Канада и США.

Существует два конкурирующих подхода к определению статуса арктических территорий. С одной стороны, они могут рассматриваться как открытое море. С другой – как особый вид государственной территории прилегающих стран, в связи с тем, что Северный Ледовитый океан в своей значительной части представляет ледяную поверхность.

Согласно второй точке зрения, приарктические государства в силу своего географического положения и исторических причин заявляют особые, преимущественные права на так называемые арктические сектора.

Под этим термином понимают пространство, основанием которого служит побережье страны, а боковыми линиями – меридианы от Северного полюса до восточной и западной границ этого государства.

Площадь арктического сектора РФ, определяемого согласно данному подходу, составляет около 9 млн кв. км, из которых 6,8 кв. км – морская акватория Северного Ледовитого океана.

Действующее международное законодательство, однако, не признает особых прав приарктических стран. Согласно Конвенции ООН по морскому праву (1982 год; ратифицирована РФ в 1997 году), полный суверенитет прибрежного государства охватывает только 12-мильную зону прибрежных территориальных вод.

Частичный суверенитет распространяется на 200-мильную исключительную экономическую зону, где государство имеет суверенное право разрабатывать природные ресурсы. В случае отказа от утверждения секторального разделения Арктики Россия теряет суверенные права на 1,7 млн кв.

км своего арктического сектора.

Согласно ст. 77 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. прибрежные государства также имеют суверенные права (в частности, на разработку природных ресурсов) в области своего континентального шельфа.

При этом согласно ст.

76, континентальный шельф прибрежного государства включает морское дно и недра “на всем протяжении естественного продолжения” под водой сухопутной территории государства, вплоть до внешней границы окраины материка.

Российская заявка в ООН

В 2001 году Россия впервые направила в Комиссию ООН по границам континентального шельфа представление о расширении своих внешних границ по арктическому шельфу.

Основанием послужили исследования рельефа морского дна, в ходе которых выяснилось, что подводные хребты Ломоносова и Менделеева, проходящие по дну Северного Ледовитого океана, являются продолжением Сибирской континентальной платформы.

Первая заявка была отклонена, однако в августе 2015 года была подана новая, дополненная результатами последних исследований. Ее презентация в ООН состоялась 9 февраля 2016 года. Процесс рассмотрения заявки может занять до пяти лет. В случае ее одобрения, площадь российского континентального шельфа увеличится на 1,2 млн кв.

км (в настоящее время – 4,1 млн кв. км). 3 апреля 2019 года подкомиссия ООН приняла промежуточное решение, признав геологическую принадлежность части территорий Арктики к континентальному шельфу России. Рассмотрение вопроса в ООН продолжается.

Законодательная база, ведомства, курирующие развитие Арктики

Главным документом в области российской арктической политики являются “Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу”, утвержденные президентом РФ Дмитрием Медведевым 19 сентября 2008 года.

В феврале 2015 года для реализации “Основ…” и координации деятельности органов власти на всех уровнях при решении задач по развитию российской Арктической зоны создана Государственная комиссия по вопросам развития Арктики.

26 февраля 2019 года указом президента РФ Владимира Путина Министерство РФ по развитию Дальнего Востока было переименовано в Министерство РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики.

Расширение полномочий ведомства было произведено в целях повышения эффективности госуправления в сфере развития Арктической зоны.

Военная сфера

Во времена СССР Арктика рассматривалась как граница с основным потенциальным противником – США, поэтому в регионе были обустроены аэродромы стратегической авиации, развернута группировка средств ПВО, на Чукотке размещалась 14-я десантная армия Дальневосточного военного округа.

В 1990-е годы большинство российских военных объектов в Арктике было заброшено, в настоящее время ведется работа по восстановлению постоянного военного присутствия в регионе.

Согласно “Основам государственной политики РФ в Арктике”, Россия создает в регионе группировку войск (сил) общего назначения, “способных обеспечить военную безопасность в различных условиях военно-политической обстановки”.

С 1 декабря 2014 года на базе Северного флота действует объединенное стратегическое командование “Север”, задачей которого стало обеспечение защиты национальных интересов России в арктической зоне.

31 декабря 2014 года в составе береговых войск СФ была образована 80-я отдельная арктическая мотострелковая бригада, базирующаяся в пос. Алакуртти (Мурманская обл.).

Сформированы группировки войск на островных территориях РФ в Арктике, в том числе на Новой Земле, Земле Франца-Иосифа, Новосибирских островах, на острове Врангеля и мысе Шмидта.

Природные ископаемые

Добываемые в пределах Арктики полезные ископаемые, их разведанные запасы и прогнозные ресурсы составляют основную часть минерально-сырьевой базы РФ. По словам президента РФ Владимира Путина, разведанные запасы газа промышленных категорий арктической зоны составляют 80% общероссийских.

“По оценкам Российской академии наук, в арктической зоне сосредоточена подавляющая доля общероссийских и общемировых запасов, в том числе золота – 40%, нефти – 60%, газа – от 60 до 90%, хрома и марганца – 90%, платиновых металлов – 47%, коренных алмазов – 100% и так далее”, – отметил глава государства.

Стоимость минерального сырья арктических недр превышает 30 трлн долларов США, причем две трети из них – это стоимость энергетических ресурсов.

В настоящее время в Арктической зоне РФ добывается 100% алмазов, сурьмы, апатита, редкоземельных металлов, 95% газа, 90% никеля и кобальта, 60% меди и нефти, а общая стоимость разведанных запасов минерального сырья арктических недр составляет примерно $1,5-2 трлн. 

Транспорт

Главным морским транспортным коридором в Арктике является Северный морской путь. В 2018 году объем грузоперевозок по нему составил 20,2 млн т (в 2017 году – в 10,7 млн т, в 2016 году – 7,5 млн т).

Туризм

В арктической зоне действует национальный парк “Русская Арктика” (северная часть архипелага Новая Земля, создан в 2009 году). В 2016 году в его состав включена территория природного заказника федерального значения “Земля Франца-Иосифа” (создан в 1994 году).

Кроме того, на острове Врангеля действует государственный заповедник, включенный в список объектов Всемирного природного наследия ЮНЕСКО. В Арктику в летние месяцы ежегодно осуществляется 10-20 круизных туров, в частности, на российском атомном ледоколе “50 лет Победы”.

Общее число туристов составляет около 2 тыс. человек.

2 апреля 2019 года Госдума РФ в первом чтении приняла законопроект, который позволяет высаживать на берег иностранных туристов в ряде портов Арктики и Дальнего Востока для осмотра достопримечательностей. По словам замминистра экономического развития РФ Сергея Галкина, эта мера позволит увеличить турпоток в российской части Арктики в два-три раза. 

Источник: https://tass.ru/info/6312329

Государственная политика в Арктике

Арктическая стратегия россии. Российские владения в Арктике

К настоящему времени на все известные сухопутные образования в Арктике распространен суверенитет государств, граничащих с Северным Ледовитым океаном, — России, Норвегии, Дании (остров Гренландия), Канады и США.

Однако специальные внутригосударственные нормативные акты, конкретизирующие рамки пространственной сферы действия и объем властных функций на таких территориях, были приняты лишь Канадой и СССР.

После распада СССР Российской Федерацией — продолжательницей его правомочий в отношении принадлежавших ему арктических пространств — издан целый ряд таких актов, затрагивающих юридический статус различных частей этих пространств.

Эти нормативные акты создали фундамент для формирования системы мер стратегического планирования по реализации поставленных задач в отношении Арктической зоны Российской Федерации.

Выделение Арктики в особый объект государственной политики объясняется особыми национальными интересами Российской Федерации, которые охватывают сферы геополитики, экономики, экологии, обороны, науки, а также обеспечения национальной безопасности Российской Федерации в Арктике.

Арктическая зона характеризуется экстремальными природно-климатическими условиями, наличием разнообразных и значительных по запасам минерально-сырьевых и других природных ресурсов, высокой долей коренных малочисленных народов в населении арктических регионов, сосредоточением объектов экономики и социальной сферы на ограниченных территориях, удаленностью и транспортной труднодоступностью, чрезвычайной уязвимостью природных экосистем.

Арктика выступает в качестве стратегической ресурсной базы Российской Федерации, обеспечивающей решение задач социально-экономического развития страны. Первое место в структуре хозяйства АЗРФ занимает газовый комплекс (добывается более 80% российского газа); второе — горнопромышленный.

В его составе доминируют предприятия цветной металлургии (медно-никелевая промышленность Норильского промышленного узла и золотодобыча). Здесь добывается значительная часть российских алмазов, 100% сурьмы, апатита, флогопита, вермикулита, барита, редких металлов; свыше 95% металлов платиновой группы, более 90% никеля и кобальта, 60% меди.

Важное место в хозяйственной структуре АЗРФ занимает рыбный комплекс, на него приходится более трети добычи рыбы и морепродуктов России.

В документе «Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу» от 18 сентября 2008 г под Арктической зоной Российской Федерации понимается часть Арктики, в которую входят полностью или частично территории Республики Саха (Якутия), Мурманской и Архангельской областей, Красноярского края, Ненецкого, Ямало-Ненецкого и Чукотского автономных округов, определенные решением Государственной комиссии при Совете Министров СССР по делам Арктики от 22 апреля 1989 г., а также земли и острова, указанные в Постановлении Президиума Центрального Исполнительного Комитета СССР от 15 апреля 1926 г. «Об объявлении территорией СССР земель и островов, расположенных в Северном Ледовитом океане», и прилегающие к этим территориям, землям и островам внутренние морские воды, территориальное море, исключительная экономическая зона и континентальный шельф Российской Федерации, в пределах которых Россия обладает суверенными правами и юрисдикцией в соответствии с международным правом. В пределах исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российская Федерация обладает суверенными правами и юрисдикцией в соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г.

В Основах, которые развивают и конкретизируют положения предыдущего, принятого в июне 2001 года документа, подчеркивается приверженность России своим обязательствам по международным договорам и соглашениям, относящимся к Арктике.

В частности, Россия будет продвигать свое представление по определению внешней границы континентального шельфа в соответствии с положениями Конвенции ООН по морскому праву и используя созданные для этого международные механизмы.

В соответствии с этим документом основными национальными интересами Российской Федерации в Арктике являются:

  1. использование Арктической зоны Российской Федерации в качестве стратегической ресурсной базы, во многом обеспечивающей решение задач социально-экономического развития страны;
  2. сохранение Арктики в качестве зоны мира и сотрудничества;
  3. сбережение уникальных экологических систем Арктики;
  4. использование Северного морского пути в качестве национальной единой транспортной коммуникации РФ в Арктике.

Канада

Канада определяет свою арктическую область как территорию, включающую водосборный бассейн территории Юкон, все земли севернее 60 северной широты и область прибрежных зон Гудзонова залива и залива Джеймса. Площадь полярных владений Канады — 1,430 млн. кв. км.

Правительство Канады официально объявило в 1909 г. своей собственностью все земли и острова, как открытые, так и могущие быть открытыми впоследствии, лежащие к западу от Гренландии между Канадой и Северным полюсом, а в 1921 г. — что все земли и острова к северу от канадской континентальной части находятся под ее суверенитетом.

В 1925 г. было принято дополнение к закону о северо-западных территориях, запрещавшее всем иностранным государствам заниматься какой-либо деятельностью в пределах канадских арктических земель и островов без особого на то разрешения канадского правительства. В 1926 г. эти требования были подтверждены специальным королевским указом.

Придя к власти в 2006 г. премьер-министр С. Харпер объявил борьбу за арктические богатства приоритетом своей политики. Он заявил, что поскольку международный интерес к региону растет, Канада будет предпринимать меры, направленные на энергичную защиту своего суверенитета в Арктике.

Канадское правительство разработало Северную стратегию, наметив в Арктике ряд мер по укреплению своего суверенитета, экономического и социального развития Арктического региона, его управления и защиты окружающей среды.

Правопритязания Канады в отношении Арктики подкрепляются комплексом юридических оснований (теорией арктических секторов, теорией прилегания, теорией отождествления льдов и земель, обязанностью защитить интересы коренного населения и окружающую среду).

В соответствии с канадской оборонной стратегией (CFDS) вооруженные силы должны демонстрировать свое видимое присутствие в регионе, быть способными осуществлять контроль и защищать территорию в Арктике.

Сша

Сша определяют свой арктический сектор как территории, расположенные к северу и западу от границы, формируемой реками Поркьюпайн, Юкон и Кускокуим; в него же включаются цепь Алеутских островов, а также все смежные моря, включая акватории Северного Ледовитого океана, морей Бофорта, Берингова и Чукотского. Площадь полярного сектора Сша к северу от полярного круга — 1,7 млн. км2 (8% площади Арктики). Согласно договору, заключенному между Российской империей и Сша в Вашингтоне в 1867 г., совместная граница стала проходить через точку в Беринговом проливе под 65°30′ с.ш. — в ее пересечении меридианом, отделяющим на равном расстоянии острова Крузенштерна, или Игналук, от острова Ратманова, или Нунарбук, и направляться «по прямой линии безгранично к северу, доколе она совсем не теряется в Ледовитом океане».

Вашингтон уделяет повышенное внимание освоению Арктики и разрабатывает стратегии для доминирования в этом регионе.

12 января 2009 г в Сша была обнародована «президентская директива по национальной безопасности» о «региональной политике в Арктике».

В документе заявлено, что Сша имеют широкие и основополагающие интересы национальной безопасности в регионе Арктики и готовы действовать независимо или совместно с другими государствами для защиты этих интересов.

Эти интересы включают такие вопросы, как противоракетная оборона и раннее предупреждение, развертывание морских и воздушных систем для стратегической доставки по воздуху, стратегическое сдерживание, морское присутствие, морские операции по безопасности, а также обеспечение свободы навигации и пролета воздушного пространства.

Сша не участвуют в конвенциях ООН по морскому праву, которые дают возможность оформить претензию в спорных ситуациях по разделу шельфа и пока не принимают ни один из вариантов определения границ арктического шельфа, которые сегодня предлагаются приполярными государствами.

Политико-экономические интересы Сша в Арктике состоят в расширении присутствия и активизации деятельности, чтобы обеспечить морское могущество Сша в Арктике.

Вашингтон намерен в рамках юрисдикции по Арктике защищать суверенные права над своей исключительной экономической зоной и осуществлять «надлежащий контроль» прилегающей акватории.

Высшим национальным приоритетом названа свобода трансарктических перелетов и свобода мореплавания применительно ко всей Арктике, включая Северный морской путь, который проходит вдоль территории России.

Норвегия

Норвегия в национальных нормативно-правовых актах не дает определения своих арктических территорий. Однако при принятии в 1997 г.

Руководства по проведению морских работ по нефти и газу в Арктике определила, что арктическую территорию Норвегии образуют районы Норвежского моря севернее 65° с.ш.

Площадь полярных владений Норвегии, отсчитанных от Северного полярного круга, — 2,7 млн. км2 (13% площади Арктики), включая акваторию, окружающую Шпицберген.

Норвежское правительство рассматривает развитие северных регионов как главную стратегическую задачу своей внутренней и внешней политики.

Норвегия установила 200-мильную экономическую зону вокруг Шпицбергена, которую СССР, а затем и Россия, не признает, справедливо отмечая, что море вокруг архипелага — территория такой же свободной экономической деятельности всех желающих государств, как и сам архипелаг.

В 2006 года Норвегия приняла стратегию развития северных регионов. В качестве главной цели в ней заявлено обеспечение устойчивого роста и развития этих регионов путем укрепления международного сотрудничества в области использования природных ресурсов, управления окружающей средой и проведения научных исследований.

В документе по дальнейшему развитию на севере 2009 года определены следующие основные приоритеты дальнейшей работы: расширение знаний о климате и окружающей среде северных регионов; укрепление мониторинга, готовности, реагирования и безопасности на море в северных морских районах; стимулирование устойчивого использования ресурсов нефти и газа, возобновляемых морских ресурсов; содействие развитию деловой и хозяйственной жизни на континентальной части на севере; дальнейшее развитие инфраструктуры северных регионов; поддержка и защита установленного суверенитета, укрепление межграничного сотрудничества на севере; обеспечение основ существования и культуры коренных народов.

Дания

Королевство Дания включает в свой полярный сектор Гренландию и Фарерские острова. Площадь полярных владений в Заполярье составляет 3 млн. км2 (14% площади Арктики).

На позицию Дании в Арктике влияет ряд как внешнеполитических, так и внутриполитических факторов.

В целом нынешняя датская политика в отношении Арктики характеризуется определенной сдержанностью и конструктивностью при рассмотрении и принятии решений по спорным вопросам, как в области определения границ, так и касающихся экономического, экологического, научно-технического и военного международного сотрудничества. Датское руководство прикладывает усилия с целью недопущения эскалации кризисных ситуаций в регионе, акцентируя внимание на действиях дипломатического и научно-исследовательского характера.

В тоже время Копенгаген продолжает предпринимать активные действия по закреплению за собой арктических территорий. После ратификации в 2004 году Конвенции ООН по морскому праву, Дания заявила в Комиссию ООН по границам шельфа свои права на установление юрисдикции в пяти шельфовых районах, находящихся за пределами 200-мильных экономических зон Гренландии и Фарерских о-вов.

Датские власти намерены доказывать, что хребет Ломоносова может оказаться продолжением континентального шельфа Гренландии.

Их специалисты занимаются сбором геологических доказательств, указывающих на то, что континентальные шельфы простираются до Арктики.

Выделяется значительные средства на проведение экспедиций в районы Северного Ледовитого океана, расширяется участие датских специалистов в международных научно-исследовательских программах и экономических проектах.

Датская сторон не исключает, что возрастающая международная активность в Арктике может изменить геостратегическое значение региона и, таким образом, поставит новые задачи перед Вооруженными силами Дании.

В 2009 году датским парламентом принят план безопасности страны на 2010–2014 годы. Дания собирается разместить в Арктике воинскую часть реагирования и командный пост. Воинская часть предназначена для укрепления позиции Дании в арктических водах.

Она может быть задействована для операций на о-ве Гренландия или участвовать в международных заданиях в Арктике.

Источник: https://arctic.narfu.ru/infologia-arktiki/gosudarstvennaya-politika-v-arktike

Как осваивалась русская Арктика?

Арктическая стратегия россии. Российские владения в Арктике

15 апреля 1926 года Постановлением Президиума ЦИК СССР определены границы северных полярных владений России.

История освоения русского Севера и Арктики достаточно продолжительна, однако в силу неразвитости техники, в целом сложной местности и особенностей климата лишь в советское время был достигнут пик в работе на этих направлениях.

Советский Союз смог стать признанным лидером в арктическом регионе, в наследство от него современная Россия получила огромный задел, который и в наши дни активно развивается.

Сегодня мы попробуем подробнее рассмотреть историю освоения наших северных территорий и Арктики.

Российское военно-историческое общество уделяет большое внимание истории освоения Арктики.

Так, на V Международном арктическом форуме «Арктика – территория диалога», прошедшем в Санкт-Петербурге 8-10 апреля 2019 года, был представлен проект Регионального отделения РВИО по Санкт-Петербургу и Ленинградской области «Арктический музейно-выставочный центр». На базе полярной станции «Бухта Тихая» будет создан музей освоения Арктики, который смогут посещать все туристы, чей путь лежит на Северный Полюс.

Источник: https://pinterest.com

Первые попытки

Мало кто знает, но первые попытки походов на север были предприняты русскими первооткрывателями ещё в XI веке.

Согласно Никоновской летописи, новгородский посадник по имени Улеб совершал морской поход от Северной Двины к так называемым «Железным вратам».

По всей видимости, под ними подразумеваются либо Карские ворота, либо пролив Югорский Шар (отделяет архипелаг Новая земля и остров Вайгач от континента). Сейчас это установить сложно, но тем не менее попытки предпринимались уже тогда.

Позднее, в XII-XIII веках, поморы освоили территорию острова Вайгач и Новой земли. Поморы – небольшая по численности, но самобытная этнографическая и этнорелигиозная группа старожильческого русского населения на Белом море; субэтнос русского народа на беломорском Севере России.

В 1499 году был основан первый русский заполярный город – Пустозерск, сейчас он уже не существует, но находился недалеко от современного Нарьян-Мара. Помимо строительства городов создавались и монастыри.

В те времена монастыри зачастую исполняли роль крепостей, многие монастыри были вынесены за крепостные стены городов, чтобы принять усложнить врагу задачу, то есть первый удар принимали на себя именно монастырские стены.

Так, в 1533 году был основан заполярный Трифонов Печенгский монастырь, а чуть ранее, в 1429 году заложили знаменитый Соловецкий монастырь. При этом главным русским городом и портом Севера с 1584 года и вплоть до XX века продолжал оставаться Архангельск.

Источник: http://trans-continental.ru/

Следующий виток освоения Севера и Арктики пришелся уже на XVI-XVII века, когда русские купцы и казаки освоили так называемый Мангазейский морской путь – от Северной Двины до Оби. Тогда же началась кустарная добыча нефти в прибрежных ямах и на поверхности воды. Осваивалась территория современного Ямала.

Пожалуй, одним из самых известных первопроходцев того времени стал казачий атаман Семен Дежнев. Именно после его похода в 1648 году появилось осмысленное представление о том, как выглядит побережье Арктики. Дежневу удалось пройти вдоль Чукотки до самого пролива между Америкой и Азией. Это было поистине фантастическое открытие для тех лет.

А в 1688 году вслед за Дежневым купец Иван Толстоухов открыл Таймыр.

Век прорыва, век открытий

XVIII век стал веком больших перемен в нашей стране. Россия по воле монарха реформатора Петра Великого стала империей. Многое переделывалось на иной лад, затронули перемены и процесс освоения Арктики и Севера.

Прежде всего следует отметить, что в России появился новый флот, вооруженный мощными кораблями.

Это обновление стало важным не только в военной области, новые корабли значительно расширили возможности плавания по северным морям.

Источник: https://commons.wikimedia.org

Известный мореплаватель Витус Беринг по приказу императора Петра I совершил поход к проливу между Аляской и Чукоткой и подтвердил данные Дежнева. Теперь этот пролив носит имя Беринга.

А с 1733 по 1743 годы, то есть почти за десять лет, была проведена экспедиция, получившая наименование Великая Северная экспедиция: несколько отрядов под руководством Беринга, братьев Лаптевых и Семена Челюскина составили первую подробную карту наших арктических берегов, островов и рек.

Более того, Челюскин провел и пеший поход вдоль берега Северного Ледовитого океана, составил подробную карту восточных владений Российской империи. Добравшись до пролива, разделяющего Азию и Америку, он выявил самую северную часть российских владений, которую мы теперь знаем как Мыс Челюскина.

Добытые данные позволили к 1746 году издать «Карту генеральную Российской империи, северных и восточных берегов, прилежащих к Северному Ледовитому и Восточному океанам, с частью вновь найденных через морские плавания западных американских берегов и острова Япона».

Это была наиболее полная на тот момент карта всех владений Российской империи, и если Европейская часть была хорошо известна уже давно, то Азиатская на ней появилась впервые. Следующая экспедиция была разработана в 1765 году легендарным ученым М.В.

Ломоносовым, её возглавил известный адмирал Чичагов, у которого в тот момент молодым офицером служил будущий адмирал Ушаков. Она уже только уточняла более ранние данные и осваивала новые морские пути.

А в 1799 году по аналогии с британцами и голландцами была основана Русско-американская торговая компания, чьи действия способствовали освоению Дальнего Востока.

Источник: http://www.geo.ru

Первые соперники

XIX век принес не только технические новинки, но и первых соперников. Другие державы, имевшие выход к северным морям, тоже стали стремиться их освоить. Несмотря на то, что первыми в новом веке в 20-е годы стали наши соотечественники Федор Матюшкин (кстати, лицейский друг А. С. Пушкина) и Фердинанд Врангель, чьим именем сейчас назван остров, появились конкуренты.

Так, в 1873 году австрийские полярники Ю. Пайер и К. Вейпрехт открыли архипелаг Земля Франца-Иосифа, названный так в честь австро-венгерского монарха. К слову, остров перешел к России в ходе Первой мировой войны.

А уже в 1878 году в Арктику отправляется следующая экспедиция шведского полярника Н. Норденшельда.

Шведу удалось впервые проделать путь, который сейчас называется Северным морским, то есть без остановок пройти Северный Ледовитый океан и выйти в воды Тихого океана.

Источник: https://topwar.ru

Первые конкуренты встревожили русское правительство, и с конца XIX века начинается разработка программ не только научного освоения Севера и Арктики, но и переселения туда большего количества жителей. Уже тогда стало понятно, что без прочного военного и гражданского присутствия эти земли так и будут лишь окраиной на карте.

Автором действующей и достаточно амбициозной программы от 1894 года стал министр финансов Российской империи С.Ю. Витте. Переселенцы получали льготы, субсидии и освобождались от военной службы. А в 1898 году был заложен первый военный порт Александровский (сейчас это база подводных атомоходов Полярный).

А в 1898 году был спущен на воду легендарный первый русский ледокол «Ермак», положивший начало самому крупному в мире ледокольному флоту.

Век перелома

XX век стал веком перелома не только для нашей страны в целом, но и в освоении Арктики и Севера в частности. Бурное развитие техники сделало возможными ранее немыслимые предприятия. Начало века ознаменовалось новым витком активной исследовательской работы, уточнялись мельчайшие детали островов и побережья, а также проводилось гидрографическое исследование дна.

В этих экспедициях принимали участие известные полярники Э. Толль, Б. Вилькицкий, и будущий Верховный Правитель России А. Колчак. С их помощью был детально освоен морской маршрут Архангельск – Владивосток, ставший большей частью нынешнего Северного морского пути.

А в 1916 году для лучшей морской связи с союзниками по Антанте в Первой мировой войне был основан северный порт Романов-на-Мурмане (Мурманск).

Источник: https://ria.ru

Война и революция сделали арктические исследования невозможными более чем на 10 лет. Однако молодое Советское государство, осознавая важность Арктики, уже в середине 20-х годов начало возрождать это направление в научных исследованиях.

Сначала была поставлена задача по координации всех работ в Арктике, а вслед за ней была сформирована Севэкспедиция. К 1925 году оформляется НИИ изучения Севера, который в 1958 году будет преобразован в НИИ изучения Арктики и Антарктики.

15 апреля 1926 года было принято постановление Президиума ЦИК СССР, согласно которому территорией Советского Союза были объявлены все земли и острова между меридианами 32°4'35″ восточной долготы и 168°49'30″ западной долготы, расположенные в Северном Ледовитом океане к северу от побережья СССР и до Северного полюса. В 1926 году на остров Врангеля были завезены первые поселенцы.

С 1932 года, когда при СНК СССР было создано Главное управление Севморпути, освоение Арктики становится стратегической государственной задачей.

В народном сознании эта задача перекликается с именами десятков героев и наших мужественных соотечественников, которые подчас с риском для жизни пробивали стране дорогу в Арктику.

Такие имена, как Отто Шмидт, Иван Папанин, Валерий Чкалов, Михаил Громов, и десятки других героев первопроходцев сделали возможным открытие новых рубежей в кратчайшие сроки. Многие из них стали первыми Героями Советского Союза.

Тогда же в 30-е и 40-е годы появляется устойчивый проход по Северному морскому пути в одну навигацию (до 65 дней). Появляются первые дрейфующие научно-исследовательские станции, разведываются и осваиваются нефтегазовые месторождения. Появляется и рад заполярных городов и портов, таких как Диксон, Тикси, Норильск, Воркута и другие.

Источник: https://pinterest.com

В годы Великой Отечественной войны порты Мурманск и Архангельск играли огромную роль в обеспечении обороноспособности страны. Именно туда приходили арктические конвои с помощью для СССР по программе ленд-лиза. А Северный флот и бойцы в Заполярье сдерживали попытки нацистов перерезать эту сверхважную артерию.

После войны СССР вёл разновекторную работу по освоению Арктики. Строился и совершенствовался ледокольный флот, появились и первые атомные ледоколы, а в 1977 году ледокол «Арктика» первым в мире достиг точки Северного полюса.

Военные активно развивали Северный флот, особенно его подводную составляющую. Так, в 1962 году подводная лодка «Ленинский комсомол» совершила всплытие сквозь льды.

Плавание на подводных атомоходах во льдах и неглубоких водах и до наших дней считается экстремальным и сложным для подводников стран НАТО, а наши моряки, уже более 80 лет чувствуют себя там буквально как рыба в воде.

СССР смог открыть и освоить крупнейшие месторождения нефти и газа на Севере и Арктике, такие как Уренгойское, Ямбургское на суше и Штокмановское и Приразломное на шельфе в море. В целом к 1991 году страна подошла с огромным заделом на будущее.

Источник: https://pinterest.com

Современное состояние

По сравнению с 90-ми годами, когда по понятным для всех нас причинам развитие Арктики велось вяло и только силами ученых-энтузиастов, картина сегодня изменилась. В «Арктическом клубе» значительно прибавилось стран-интересантов. Подключились и такие экзотические исследователи Арктики, как китайцы и индийцы.

Более того, в XXI веке Арктика стала объектом интереса держав блока НАТО. Они считают, что Россия не вправе в одиночку контролировать свои исконные территории, а богатства нашей страны якобы должны быть разделены. Такая точка зрения стала преобладать на Западе с ослаблением развития Арктического направления в 90-е годы.

К примеру, с 1991 года по 2003 год в Арктике не осталось ни одной нашей дрейфующей станции.

С начала 2000-х годов Россия уверенно возвращает себе позиции лидера в Арктическом регионе.

Растет и укрепляется ледокольный флот, его силами навигация на Северном морском пути стала непрерывной, а тоннаж перевозимых грузов год от года растет, и в ближайшее время может превысить максимальные показатели советского времени.

Военные моряки осваивают новые виды техники и вооружения, а с суши их поддерживают две арктические бригады, отлично вооруженные и надежно размещенные для защиты интересов страны в Арктике.

Источник: https://ria.ru

Несмотря на заявления западных «партнеров» о милитаризации Арктики Россией, они сами создают вооруженные ледоколы как в Норвегии и Канаде, проводят крупные учения у границ и продолжают требовать бесконтрольного доступа в Русскую Арктику. Россия четко определила границы своей территории указом президента РФ от 2 мая 2014 года.

Тем не менее ежегодно проводится Арктический форум «Арктика – территория диалога», на котором Россия ищет возможности мирно договориться с остальными странами «Арктического клуба», аналогичная площадка работает и при ООН.

Одно мы можем с уверенностью сказать: Россия была первой в Арктике и на Севере и сейчас продолжает ей оставаться, а наша задача – сделать всё, чтобы эта ситуация не менялась.

Источник: https://pinterest.com

Обложка: https://pinterest.com

Источник: https://histrf.ru/biblioteka/b/kak-osvaivalas-russkaia-arktika

Российская стратегия в Арктике

Арктическая стратегия россии. Российские владения в Арктике

Материал разместил: Медведев Дмитрий 11-04-2013

Арктический регион представляет собой место пересечения жизненно важных интересов России и других арктических государств. В то же время Арктика привлекает внимание и некоторых неакртических стран, заинтересованных в её ресурсах, главным образом углеводородных.

Соответственно, продолжающаяся депровинциализация Арктики требует создания новой платформы для международного сотрудничества. Так называемый «арктический вопрос» постоянно обсуждается в России.

Россия в наши дни стоит перед необходимостью определения своей стратегии по отношению к Арктике, отыскания рабочих инструментов по её претворению в жизнь и принятия на себя возможных последствий в её отношениях с другими партнёрами, которые тоже представлены в регионе.

С точки зрения России

С точки зрения России, арктический регион имеет одну исключительную особенность. Для России Арктика относится как к внутреннему, так и внешнему аспекту её политики.

Любая внешнеполитическая деятельность в этой сфере автоматически становится вопросом внутриполитической жизни России. Учитывая эту хрупкость, следует отметить, что основной причиной длительной маргинализации Арктики в российской политической жизни, а также недостатка эффективности её стратегии по отношению к региону, было отсутствие движущей силы политики, которой могло бы быть государство.

Политику России к Арктике нужно рассматривать как полнокровие функций центрального правительства, специализированных федеральных служб, региональных властей и бизнеса.

Эта активность никак не координируется, хаотична и зачастую противоречива. Ввиду широкого диапазона действующих лиц вряд ли можно выявить одну законченную и согласованную стратегию.

Поэтому более уместным будет охарактеризовать активность России в арктическом регионе как протостратегию или метастратегию.

Факторы, подстёгивающие активность России по отношению к Арктике, можно разделить на две группы: объективные и субъективные.

Первая – результат географического положения и не может быть изменена или вызвана самим государством.

Вторая группа – результат осознанно избранной политики и в таком качестве является следствием стратегического выбора, сделанного российским правительством и другими действующими лицами, способными на него влиять.

Рост международного интереса

Рост международного интереса к Арктике был в значительной мере подогрет обнародованием результатов исследований климата в полярных районах, которые отчётливо свидетельствуют об усилении процесса таяния льдов. Как следствие, зона обледенения Северного Ледовитого океана постоянно сокращается, а экономическая активность в этом регионе становится всё более привлекательной и потенциально выгодной.

Взаимодействие с другими государствами и негосударственными субъектами показало, что существует вероятность реализации одного из двух возможных сценариев: кооперативного или конфронтационного.

В случае реализации кооперативного сценария он может основываться на таком формате как «Северное сотрудничество» или «Северное измерение», сотрудничестве в рамках Арктического Совета, или «Арктической пятёрки», субрегиональных форумов или двусторонних консультаций.

Россия рассматривает итоги сотрудничества с партнёрами по «Северному измерению» как весьма позитивные, особенно реализацию проектов, касающихся охраны природы, утилизации ядерных отходов, восстановления бывших военных баз и их использования для коммерческих и научных целей.

Россия рассчитывает на сближение с североевропейскими государствами, в первую очередь, реализацию общих проектов в рамках Совета Баренцева моря, в том числе совместного управления Северным морским путём, а также на повышение уровня технического сотрудничества с возможностью его распространения на другие области (экономические, стратегические) и другие регионы.

Важно видеть положительные побочные эффекты международного сотрудничества для всего российского Севера, развитие транспорта, возрождение городов и деревень.

Это даёт шанс привлечь сюда переселенцев в целях недопущения оставления этих регионов населением.

Но чтобы сделать его реальным, нужно выработать новое качество партнёрства и передовых форматов двустороннего и многостороннего сотрудничества.

Хотя конфронтационный сценарий международного взаимодействия для России нежелателен, его реализацию тоже нельзя исключать.

Россия очень обеспокоена усиливающимся воздействием со стороны неарктических стран, особенно британской позицией в пользу Канады, а также растущей активностью Китая, строящего свой собственный ледокольный флот.

Опасения России также имеют отношение к возможной политике Исландии, Швеции и Финляндии – членов Арктического Совета – а также предоставлением Данией самоуправления Гренландии, и её потенциально более напористому участию в делах региона.

Россия встревожена декларациям ЕС и НАТО об активизации в арктическом регионе соответствующей их политики.

Россия выражает серьёзную озабоченность декларациями представителей НАТО о том, что организация намерена стать переговорной площадкой для всех арктических стран, безопасности перевозок, а также организации оказания экстренной помощи и спасения.

В НАТО готовы обеспечивать безопасность морского судоходства на арктических путях. Наиболее глубокое беспокойство связано с тем, что альянс готов гарантировать энергетическую безопасность арктического региона, что широко обсуждается, начиная с бухарестского саммита 2009 года.

Кроме того, Россия опасается интенсификации активности НАТО в регионе и склонна рассматривать блок в качестве элемента ведущейся Соединёнными Штатами деятельности, игнорирующей российские интересы.

Конкуренция за ресурсы

Сильное беспокойство России вызывает перспектива гонки за ресурсы с Евросоюзом, который преобразует свою внешнюю активность в сторону более последовательных действий.

С точки зрения России, более активная политика ЕС в Арктике производит впечатление слома логики её прежнего курса в регионе, и она расценивает это как нарушение партнёрских обязательств между ЕС и Россией в рамках «Северного измерения».

ЕС может выражать интересы своих неарктических но по-другому влиятельных членов и тем самым ослаблять позицию России.

Россию смутили как растущие амбиции, уже озвученные Европейской комиссией в 2008 году, так и их практические инструменты, например строительство научно-исследовательского ледокола «Аврора Бореалис» или использование космической навигационной систем «Галилео» для наблюдения за поверхностью Арктики, а также финансовая поддержка Гренландии.

Другие опасения вызваны попыткой [Евросоюза] играть роль арбитра по вопросу эксплуатации природных ресурсов, особенно в соответствии с получившими широкое распространение в документах ЕС понятиями «устойчивой эксплуатации энергетических ресурсов» и «экологически безопасных стандартов», которые могут создать почву для обвинений России в их несоблюдении. Помимо этого, Россия обеспокоена требованием Евросоюза о «свободном и равном доступе» к ресурсам, в чём она видит попытку заявить права на ресурсы, расположенные за пределами исключительных экономических зон стран-членов ЕС.

Наиболее противоречивый и вероятный предмет разногласий обусловлен позицией ЕС по благоприятствованию интернационализации Арктики, что прямо отрицает точку зрения России и подрывает её национальные интересы.

Россия склонна влиять на ЕС, поощряя позицию его арктических членов, и хочет, чтобы в Арктической стратегии Евросоюза больше внимания уделялось сотрудничеству с Россией, а при выработке общей внешней политики больше прав голоса предоставлялось арктическим странам ЕС.

Плодотворное сотрудничество

Таким образом, продуктивное сотрудничество с партнёрами требует преодоления Россией «комплекса континентальной державы» и поворота к морям, окружающим российские массивы суши.

В условиях недостаточности эффективного морского присутствия и недоразвитости береговой инфраструктуры, Россия не сможет выдержать конкуренцию и осуществлять контроль над сектором, на который она заявила свои претензии, как и над использованием его ресурсов.

Растущий вес ЕС и НАТО в принятии решений и более эффективные инструменты проекции их силы в Арктике ставят Россию перед реальной угрозой изоляции.

Недостаток консенсуса со своими партнёрами в политической и военной сфере угрожает экономическому сотрудничеству и причиняет имиджевые потери, навешивая ярлык обструкциониста.

Это свидетельствует о том, что российская арктическая стратегия проходит через этап трансформации и приспособления к новым геополитическим условиям.

В целом же, это означает, что до выработки универсально применимого modus vivendi, её политика при решении самых острых проблем продолжит основываться на прагматическом принципе избирательного сотрудничества на двусторонней основе.

Источник: http://mixednews.ru/archives/34721

Источник: http://csef.ru/ru/politica-i-geopolitica/501/rossijskaya-strategiya-v-arktike-4173

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.