Блудные сны православие. О снах

Верить снам или не верить — мнение Церкви

Блудные сны православие. О снах

«Мне сегодня такое приснилось… Надо в Интернете почитать, что это значит», — типичная для нашего времени реакция. Но верить ли снам? Почему православие очень осторожно относится к таким «картинкам» и призывает не придавать им большого значения?

Человек во сне — беззащитный воин

Приблизительно треть своей жизни человек проводит в спящем состоянии. Его тело расслабляется, все утихает, но органы продолжают работать: перекачивается кровь, не прекращается дыхание, желудок переваривает пищу. Рассудок тоже пребывает в дреме, поэтому на первый план выходит подсознание. В таком особом состоянии человек не защищен.

Низостью у воинов считалось нападать на дремлющего противника. Но бесы не останавливаются 24 часа в сутки. Наоборот, человек во сне — это прекрасная мишень для искушения. Если днем человек может ограждать себя молитвой и крестным знамением, то чем защищаться ночью? Поэтому лукавые духи пытаются насылать человеку разные образы.

Они запугивают кошмарами, оскверняют страстными сценами, тем самым приближая человека к принятию греха. Иногда даже являются в образе святых и якобы открывают будущее. На какие только уловки не пойдут духи злобы, чтобы прельстить человека!

Если же человек расположен к позитивному ответу на вопрос «Верить ли снам?», пытается растолковать образы, то потакает бесам, давая сигнал: «Хорошо работаете! Я уже заинтересовался, продолжайте». После такой «похвалы» лукавые духи и рады стараться с еще большим усердием.

Об искушении инока

Часто как пример приводят рассказ об одном монахе. Он вел очень праведную жизнь, но имел один порок: верил снам, тем самым открывая настежь дверь своего сердца. Поэтому бесы посылали ему соответствующие мысли и образы.

Сначала они были безвредными. Инок придавал им много внимания, толковал. Потом лукавый посылал сны «поинтереснее», пока однажды не открыл для него якобы будущую жизнь: Христос с учениками пребывает во тьме, а Бог-Отец — в Свете. Он указывает на евреев со словами «Се чада Мои».

Монах в ужасе проснулся и ни с кем не посоветовавшись, ушел к иудеям, чтобы тоже стать «избранным». Через три года на него напала какая-то ужасная болезнь, от которой он в муках скончался. 

Не беремся оценивать достоверность этой истории и правильность всех фактов. Можно точно согласиться с очень ценной мыслью: не нужно придавать снам особого внимания и пытаться их растолковать.

А можно ли защититься от ночных искушений дьявола? Все ли сны бывают от лукавого? Есть же и от Бога? Как их распознать? И вообще: можно ли получить пользу от снов? Разберемся со всем этим по порядку.

Исключения из правила «не верить снам»

Бесспорно бывают и сны от Бога. Различают два вида:

  1. с особой символикой;
  2. так называемые видения.

Иногда еще говорят о назидательных снах.

В чем особенность видений? Хоть тело и отдыхает, но сознание в это время становится очень ясным. Человеку открывается какая-то тайна. Даже не возникает сомнения, что это от Господа.

Но такого удостаиваются лишь немногие. В Ветхом и Новом Заветах можно найти примеры великих праведников, которые получали особое знамение с небес либо сны с особым толкованием.

Примером второго есть события в жизни всем известного праведного Иосифа. Однажды ему приснился сон: он вместе с 11-ю братьями вязали снопы, но потом почему-то его снопу поклонились все остальные.

Потом была картинка и поинтереснее. Ему поклонились солнце, луна и 11 звезд. Братья обиделись на Иосифа за такие «оскорбительные» рассказы, а однажды и вовсе продали в рабство в Египет.

Бог устроил так, что Иосиф через несколько лет разгадал сон правителя о семи коровах худых и тучных (символизировали урожайные и голодные года). Когда закончился хлеб, братья Иосифа прибыли в Египет и поклонились заместителю правителя, а потом привезли и своего отца — Авраама. Перед Иосифом даже не возникало сомнения, верить ли снам, потому что это было явное указание с небес.

В Библии есть много разных примеров обращения Бога к человеку. Вспомним историю еще одного Иосифа, правда, уже новозаветного персонажа. В Православной Церкви его называют Обручником, потому что он обручился с Девой Марией, зная, что она дала обет служить Богу.

Но когда увидел, что Мария ждет ребенка, то усомнился и решил просто отпустить ее.

Но во сне ему явился Архангел Гавриил и сказал: «Иосиф, сын Давидов! Не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго; родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их». (Мф. 1:18-21)

После рождения Иисуса этот же ангел во сне предупреждал Иосифа, что надо бежать в Египет, потому что Ирод дал приказ убить всех младенцев в их земле. Когда опасность миновала, Архангел Гавриил снова во сне известил Иосифа Обручника, что пора возвращаться домой.

Благодаря таким примерам сны в православии не воспринимаются как нечто однозначное. Их можно найти не только в Священном Писании, но и в историях многих праведников.

 Например, в житии преподобного Серафима Саровского есть указание на то, что Он 12 раз видел Богоматерь. Но благодаря чему он удосужился такой благодати? 15 лет прожил в пустыне.

Питался травой, один раз в неделю вкушая хлеб, 1000 (!) дней и ночей молился так, что на камне остались следы его колен.

Это свидетельствует о том, что такие видения открываются за особые заслуги. Людей, только становящихся на путь духовной жизни и дерзающих поскорее стать «святыми», поджидает много опасностей. Бесы с радостью придут к ним в образах Пресвятой Богородицы или святых. Поэтому нужно быть особо внимательными, чтобы не впасть в духовную прелесть.

Как живем, такие сны и получаем

В любом случае сны — проекция нашей духовной жизни. Если человек не сможет грамотно к этому подойти, то лучше ему и не верить снам.  Не толкования по сонникам или беседы с друзьями помогут определить диагноз человека, а разве что разговор с опытным духовником. По ночной «картинке» можно определить, какие духовные недуги имеет человек, за какую веревочку пытаются потянуть падшие духи.

Если человек суетится, куда-то спешит, в постоянном круговороте мыслей, то и сновидения будут лишь продолжением этого. Если забывает о Боге, много грешит, то бесы подступают к нему совсем близко и прокручивают соответствующие «фильмы». Кто не удерживается от блудных помыслов, даже во сне страдает от этой страсти.

Иногда приходят и назидательные сны: человек наблюдает за собой и понимает, насколько он погряз в пороках. За такое вразумление надо благодарить Бога.

Если человек, стремясь совершенствоваться в вопросах веры, в самом деле только возрастает в самомнении («Какой я праведный!»), то бесы готовы прийти к нему в виде святых. Поэтому сны в православии часто воспринимаются в контексте прелести. Но что же делать? Как ограждаться?

Духовная защита

Подвижники благочестия советуют вечером подводить итог прошедшего дня, каяться в том, чем нагрешил, если есть возможность, примиряться с обидчиком. Также желательно читать вечернее правило и благодарить Господа за все события в течение дня.

Если есть возможность, можно окропить комнату святой водой и прочитать молитву Животворящему Кресту, также перекрестить жилье с четырех сторон, пол, потолок и свою подушку.

Почему? Потому что бесы боятся креста, так что вы просто закрываете им вход в свое жилище.

И не забывайте: сны от Бога люди получают очень редко и за особые заслуги. Либо по великому Божьему милосердию. Поэтому лучше вообще не пытаться расшифровать, к чему это было. Пытайтесь почаще молиться, каяться в грехах, причащаться. Перед тем как ложиться спать, подготовьте свои тело, дух и… жилище.

Источник: http://megapoisk.com/verit-li-snam-mnenie-tserkvi

Сон в православии

Блудные сны православие. О снах

Сон предназначен всем живым существам для восстановления сил, потерянных в период бодрствования. Отдых этот устраивается Создателем так, что спящий теряет связь с настоящим и приходит к самозабвению. Во сне всякая трудовая деятельность, сопровождаемая сознательным движением тела и силой воли, прекращается.

Остаются только процессы необходимые для поддержания жизни.

Об этом понятии высказывались многие христианские богословы: кто-то усматривал в них символизм смерти и воскресения, другие — отражение прошлой жизни или того, что занимает разум повседневно, третьи же говорят о нем, как о метафоре призрачности и непостоянности.

Смысл сновидений

Преподобный Г. Нисский говорил, что сновидения являются «призраками ума», составляемыми неразумной душой в случайную последовательность действий. Это подтверждается тем, что пребывающий в глубоких мечтаниях человек представляет что-то совершенно неуместное и фантастическое для данного момента времени, но если душа управляет рассудком, ничего подобного не происходит.

Состояние сна упоминается в Библии как нечто естественное для человека

  • В период сновидений кровеносная система продолжает движение, работают легкие и органы пищеварения, кожа регулирует температуру. Мысли же, чувства и грезы плодятся в уме по принципу бессознательного естества. Миры снов составляются из подобных фантазий, трудноотличимых от восприятия предметов в период бодрствования. Картины в уме предстают часто как несвязные отпечатки индивидуальной памяти, а иногда создаются посредством нравственного настроя.
  • Святитель Августин отмечал, что душа, погруженная в снотворные мечтания, не теряет способности распознавания и понимания. Перед духовным взором возникают чувственные предметы. Преподобные Георгий говорил: характер сновидений зависим от телесного состояния и влияния, которое оно претерпевает. Испытывающий жажду увидит источник, перед юношей предстанет образ его страсти, а больной горячкой будет лицезреть странные и пугающие сюжеты.
  • Сновидение заслоняет телесные чувства, к которым мы привыкли в состоянии бодрствования. Душа не препятствует такому изменению и принимает сон с удовольствием, так как он возобновляет утерянную энергию после различных деяний. Сладкие и продолжительные мечтания успокаивают тело и укрепляют его для будущих трудов. Поэтому следует восхвалять Господа за возможность полноценно восстановить силы. Естество попеременно чувствует ослабление и напряжение в течение всей жизни, необходимо точно и благоразумно распределять время между этими состояниями.
  • Церковь предупреждает: некоторые сны посылаются слугами тьмы для введения православного человека в искушение. Демоны подвергают сознание и во время бодрствования и во снах, в которых примешивают соблазнительные или отталкивающие мечтания. Если дьявол замечает заинтересованность человека в сонных мирах, он делает их еще красочнее. Это осуществляется с целью отдаления от истинной религии. Поэтому святой И. Лествичник наставляет христиан не возобновлять после пробуждения представления, видимые во снах.

Важно! Несмотря на то что редкие сновидения приходят от Господа, несовершенные в духе люди не могут отличить их от наваждений дьявола. Поэтому святые отцы призывают обыкновенных мирян не принимать на веру увиденное в состоянии сна.

Серьезность этого подтверждается тем, что даже опытные подвижники, поддавшись иллюзии, претерпевали грандиозное нравственное падение. Неверие сновидениям блаженный Диадох именовал «великой добродетелью», ведь сонные мечтания — это игра фантазии, неуместные помыслы или же бесовские забавы.

Интересно! Святитель Диадох отмечал, что сновидение, посланное Господом, не изменяет образов, не наводит какого-либо страха, грусти или смеха. Оно подходит постепенно и умиротворенно, наполняя разум духовной радостью.

Бесовские мечтания сопровождаются постоянными видоизменениями, а истинный вид их скрывается под пеленой лжи. Демоны много говорят, обещают несметные богатства и неугасимые удовольствия, а нередко и пугают угрозами.

Интересно о православии:

Метафоричность и литературное применение

Многие христианские мудрецы сравнивали мирскую жизнь со сном, ведь и то и другое прельщает видениями удовольствий. В ночных фантазия человек часто получает богатство, приобретает славу, но это все исчезает в момент пробуждения. В бодрствовании объекты также приходят и растворяются, оставляя после себя следы огорчения.

  • Блаженный Августин сравнивал хождение по праведному пути с процессом возвращения к бодрствованию. Господь оказывает легкое давление на тех, кто приходит к Нему, но возвращение к Истине сопровождается некоторой леностью и медлительностью, ведь не сразу человек просыпается. Материалистические желания многократно побеждают в сражениях, влекут душу обратно к иллюзорным развлечениям. Однако тот, кто освобождается от оков привязанности, пробуждается в Боге.

Бог иногда объявляет человеку через сон Свою волю или предупреждение о грядущих событиях

  • Состояние сновидения упоминается в Библии как что-то совершенно естественное для каждого существа. Первое упоминание находится в повествовании о грехопадении, когда Господь послал сон Адаму, чтобы после создать из его ребра женщину. В книге третьей Маккавейской говорится, что Всевышний Творец ниспосылает этот великий дар во все времена и кому хочет. Однако хороший отдых приходит лишь к тому, кто славно потрудился, а пресыщенный и богатый ворочается всю ночь. Множество сновидений бывают при большом количестве забот, Екклесиаст называл это суетой.
  • Часто Бог использует мечтательные образы для того, чтобы свершились предназначенные события. В Писаниях нередко встречаются фрагменты, где Господь объявляет Свою совершенную волю посредством сна. Иногда Его слова понимаются буквально, а в некоторых случаях необходимо истолкование. Господь приходит даже к самым ужасным грешникам и через Святого Духа отговаривает или наставляет в определенном деянии.
  • Вразумления Всевышним через грезы описываются в книгах Нового Завета. Небесный ангел два раза посещает Иосифа и говорит прямым текстом о воли Господа. Подобное происходило и с волхвами в ночь рождения Христа, а также с женой Понтия Пилата. Однако в Писаниях часто описываются ложные сновидения, доверие к которым чревато отклонением от истинного пути. Манипуляции ложными грезами не приносят никакой пользы, но наполнены пустотой, поэтому слушать гадателей и лжепророков — значит, попасть в объятия обольщения.

На заметку! Души, не защищенные молитвами и памятью о вечном и милосердном Творце, часто подвергаются нападкам падших духов, получающих удовольствие от доставления мучений. Демоны используют иллюзии, чтобы смутить рассудок, навести страх и осквернить изначально чистую сущность.

В ночных кошмарах люди видят злобных созданий, нечестивцев, чувствуют преследование, падение в пустоту, стихийные бедствия и т.п. Падшие создания не упускают возможность мучить христианина, испытывающего тот или иной страх. Кошмары — это прообраз адских страданий.

Как ложиться спать православному

Сновидения делят на два вида: первый происходит после того, как тело отягощается чревоугодием, порождающим грех блуда; второй приходит, если человек теряет все силы и больше не в состоянии служить Господу бодрствуя.

Святые отцы советуют перед сном вспоминать хорошие дела и благодарить Господа

И. Кассиан также упоминает о двух родах вреда, какие инок или простой мирянин претерпевает от мечтательных грез.

  1. Дьявол входит в сознание монаха, пытаясь осквернить чистоту, ненавидимую всеми демонами. Темные энергии приносят на некоторое время отчаяние в те моменты, когда в уме возникают разнообразные фантазийные представления.
  2. Однако и чистый сон без всяких видений способен расслабить истинно верующего человека. Он привносит вялость, притупляет духовную зоркость и иссушает сердце, инок теряет осторожность и становится более восприимчивым к наветам врага.

Некоторые слабости подступают к кровати, когда человек уже проснулся, и подначивают снова улечься спать, — это приучает пропускать утреннюю молитву. Иные грехи погружают сознание в мечтания на богослужениях.

Многоспание имеет свои негативные стороны: оно делает душу жестокой, тогда как умеренное бодрствование чистит разум от нерадивых мыслей. Сонливый монах или мирянин пристрастен к греху блуда.

Когда православный верующий бдит, это позволяет погасить плотское жжение и избавиться от грез наяву.

Излишние сновидения порождают темное забвение, они, как злобные воры, похищают у ленивого человека половину жизни.

Советы священников

Святитель Паисий отмечал, что продолжительные сны взращивают лень, отчаяние и грусть. Они покрывают созерцательную способность ума, который затупляется и забывает путь к духовному добру.

Зная об опасностях многоспания, святые отцы уделяли большое внимание вопросу о борьбе с ним. Некоторые утверждали, что все зависит от привычки, поэтому тяжело справляться с давними навыками.

Чтобы сон приносил пользу, нужно соблюдать меру, читать молитву и вести праведный образ бытия

  • Если спать очень долго, природа сновидений также будет отбирать у человека соответствующие энергии, без которых практически не приходит духовная радость. Против многоспания непременно помогут четыре аскетических добродетели. К ним относят: воздержание, трезвый рассудок, ежедневную молитву и память о том, что тело смертно.
  • Садиться следует или с книгой, или с намерением заняться рукоделием. Эти практики противодействуют дремоте. Новообращенные монахи спят семь часов в сутки, а совершенные — только два.
  • Когда православный человек готовится к ночлегу, ему следует с великим благодарением вспомнить милосердие Господа и поблагодарить Его за дары. После подобной молитвы телесный отдых станет духовным отрезвением, смежение очей символично пребудет истинным видением Бога, а молчание, преисполненное чистотой, воздаст хвалу славе Его.
  • Верующие должны обращать внимание на положение тела во время сонного отдыха. Святитель Нил говорил, что следует расположить свои члены симметрично, с благочинием, благоговейно и собранно, так как сон — прообраз смерти, и лежание на кровати должно напоминать положение тела в гроб. Важно всегда держать в уме Бога и не позволять лихим сновидениям затенять совершенную чистоту блаженства.
  • Чтобы побороть излишнюю сонливость, нужно на каждый акафист произносить три псалма и делать глубокий поклон. Тому, кто хочет покаяться в грехах, необходимо прерывать наступающий сон легким стоном, а после сразу произносить молитвенное прошение.

Важно! В борьбе с чрезмерностью не следует забывать: отказ от сна приносит огромный вред.

Некоторые монахи подходили к этой крайней черте, когда разучивались входить в состояние сновидений, это грозило большими бедами для здоровья.

Неумеренное воздержание губительнее пресыщения, так как от первого намного труднее прийти к правильному суждению. Длительность сна и строгость поста следует распределить по индивидуальным силам, не впав в глубокий фанатизм или леность.

Сон дан человеку Господом для восстановления сил после продолжительного и честного труда. Чаще всего мечтательные грезы посылаются темными энергиями с целью осквернения души, не следует всерьез воспринимать ночные видения.

Чтобы сон приносил пользу, нужно соблюдать меру, читать молитву и вести праведный образ бытия. Христианские богословы в своих трактатах обращались к понятию «сновидение» и давали мудрые советы монахам и мирянам на этот счет.

Как относиться к сновидениям и снам? Протоиерей Андрей Ткачев

Авг 26, 2019 12:15 Администратор

Источник: http://molitva-info.ru/duhovnaya-zhizn/son-v-pravoslavii.html

Православное отношение к сну и сновидениям

Блудные сны православие. О снах

Многие из христиан привыкли давать веру снам. Как встанут с постели, сейчас и начнут рассуждать, что вот они видели то-то и то-то, и это вот значит, что им предстоит такое-то дело; а это, что с ними случится такая-то радость или беда; а это, вот, придет или не придет такой-то; и так далее.

Рассуждениям подобных людей часто не бывает конца. И вот, вместо того, чтобы начать день молитвою и приняться за какое либо доброе дело, они начинают его грехом, в разгадывании снов проводят все утро, гадают на картах, смущают и заражают суеверием домашних и отнимают покой и у себя, и у других.

Что, братие, сказать подобным людям? Можно многое сказать против веры в сонные мечтания. В настоящий раз ограничимся одним замечанием: им предстоит опасность попасть в сети дьявола, если они не оставят своей безрассудной веры снам.
Пролог в поучениях. Опасно верить снам.
(Из слова св.

Антиоха, яко не подобает веровати снам)

О вещих снах, знамениях и мистицизме. Церковь и мир

Сновидения ввели многих в заблуждение, и надеющиеся на них подверглись падению. Есть много примеров в отеческих сказаниях, когда веровавшие снам погибали.

Схиигумен Иоанн Валаамский

« Сны твои суть мечты,ведущие в прелесть того,кто не остережется от них. Надо блюсти ум и содержать его безвидным и безмечтательным. Никаким снам не верь,и милость Божия да покроет тебя».

(Святитель Игнатий Брянчанинов)

Сны лживы

– Геронда, меня мучают грязные сны…

– Увидев грязный сон, никогда не нужно вспоминать, что и как ты видела. Ведь если лукавый не смог искусить тебя днем, он придет ночью. Иногда и Бог попускает лукавому искушать нас во сне, для того чтобы мы увидели, что наш ветхий человек еще жив.

А бывает и так, что враг приближается к человеку во сне и показывает ему разные сны, для того чтобы, проснувшись, такой человек впал в расстройство. Поэтому снам не надо придавать совершенно никакого значения: осени себя крестным знамением, осени крестным знамением подушку, положи на нее крест и пару иконочек и, засыпая, произноси Иисусову молитву.

Чем большее значение ты будешь придавать снам, тем чаще будет приходить враг и тебя искушать. Диавол показывает свои сны не только взрослым людям, но и детям. Диавол приходит даже к спящим малышам, несмотря на то что они маленькие ангелы. Они в ужасе подскакивают и испуганно, со слезами бегут в объятия матери.

А иногда к спящим детям приходят Ангелы, и они от радости смеются во сне или, испытывая великую радость, просыпаются. Таким образом, приносимые лукавым сны есть внешнее вражеское воздействие на человека в то время, когда он спит.

– Геронда, а если во время сна ты чувствуешь непонятную душевную тяжесть, что это?

– Иногда причиной такой тяжести может быть тревожное состояние, в котором человек живет днем, или испытываемые им различные страхи, подозрения и тому подобное. И конечно, все это может использовать тангалашка.

Он способен перетасовать эти страхи, тревоги и подозрения в любой комбинации, только бы ввести человека в смятение.

А часто человек спит настолько чутко, что думает, что он не спит и молится о том, чтобы эта тяжесть, которая сдавливает даже его дыхание, ушла.

А иногда бывает и такое: диавол может облечься в любой образ, даже святого, и явиться во сне. Однажды он явился одному больному во сне в виде Святого Арсения Каппадокийского и сказал ему: «Я – Святой Арсений. Я пришел сказать тебе, что ты умрешь. Ты меня слышишь? Ты умрешь!» Человек пришел в ужас.

Но Святой никогда не говорит подобным образом. И даже если больному действительно предстоит умереть и ему является Святой, чтобы предупредить его о смерти, то он скажет об этом по-доброму: «Бог увидел, как ты мучаешься, и поэтому Он заберет тебя из этого мира. Постарайся приготовиться».

Святой никогда не скажет больному: «Ты меня слышишь? Ты умрешь!»

– Геронда, а когда человек кричит во сне, почему это происходит?

– Когда кричит – лучше, ведь в этом случае он просыпается… Многие сны происходят от тревоги. Когда человек тревожится или устал, то эта тревога или усталость гложет его изнутри и он видит тревожные сны. Я часто днем встречаюсь с людьми, выслушиваю их различные проблемы. А потом во сне ругаю кого-то: «Ах ты, безбожник, – кричу, – тебе на всех наплевать!» И просыпаюсь от собственных криков.

– Геронда, а может ли человек понять из своих снов, что некие события произойдут в действительности?

– Нет, снам значения придавать НЕ НУЖНО. Какими бы ни были сны, приятными или неприятными, им не нужно верить, потому что есть опасность впасть в прелесть. Ведь девяносто пять процентов снов лживы. Поэтому Святые Отцы говорят, что снам не надо придавать значения.

Снов, происходящих от Бога, бывает очень немного, но, для того чтобы истолковать даже такие сны, нужно иметь чистоту и другие необходимые предпосылки – подобно праведному Иосифу (Быт.37:5–11) и пророку Даниилу, которые имели Благодать от Бога.

«Я, – сказал Даниил Навуходоносору, – расскажу тебе и о том, какой сон ты видел, и о том, что он значит» (Дан.2:25–46). Но какого состояния достиг пророк Даниил! Он сидел вместе со львами во рву, и львы, несмотря на то что были голодны, не трогали его (Дан.6:16 и ниже).

Когда Аввакум привез Даниилу пищу, тот сказал: «Неужели Бог вспомнил обо мне?» (Дан.14:30–42) Да уж если бы Бог не помнил о пророке Данииле, о ком бы Он тогда помнил?

– Геронда, а некоторые люди не видят снов.

– И хорошо, что не видят! Не тратят денег ни на билеты, ни на бензин! Во сне за одну минуту можно увидеть события, которые в действительности продолжались бы несколько часов или несколько дней. Потому что во время сна время упраздняется. Вот отсюда-то человек и может понять слова псалма: «…ты́сяща лéт прéд очи́ма Твои́ма, Гóсподи, я́ко дéнь вчерáшний, и́же ми́мо и́де..» (Пс.89:5).

Из бесед со Старцем Паисием Святогорцем

Много раз говорил и опять повторяю: не нужно верить в сновидения, так как нам трудно разобрать, которы сон благодатный, а какой от врага. Враг всюду расставляет свои сети, чтобы уловить неосторожных.

Прп. Варсонофий Оптинский

Источник: http://boguslava.ru/pravoslavnoe-otnoshenie-k-snu-i-snovideniyam/

Православие против сновидений или за? – Практическая магия – Домашний

Блудные сны православие. О снах

Православие против сновидений или за?

Болгарская ясновидящая Ванга считала сны хорошим способом узнать, чем живет душа человека. Возможно ли с их помощью понять себя и не приведет ли эта заинтересованность к плохим последствиям? 

Известно, что едва ли не треть православных икон была найдена благодаря сновидениям. И биография практически каждого святого свидетельствует в их пользу. В православной литературе, начиная с Книги Бытия и Откровения Иоанна Богослова и заканчивая современными авторами, сновидения выступают посредником между Богом и человеком.

Сон – связь миров

Известный религиозный философ Павел Флореский считал, что сновидение связывает два Мира: «Сновидение… насквозь… символично.

Оно насыщено смыслом иного мира, оно – почти чистый смысл иного мира, незримый, невещественный, непреходящий, хотя и являемый видимо и как бы вещественно… Сновидение есть знаменование перехода из одной сферы в другую и символ. Чего? Из горнего – символ дольнего, из дольнего – символ горнего.

Сновидения способны возникать, когда одновременно видны оба берега жизни, хотя и с разной степенью ясности».

Множественные записи о сновидениях, иллюстрирующие это утверждение мы можем найти в книгах почитаемых священнослужителей прошлого века.

Например, у митрополита Вениамина (Федченкова) или у архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого), канонизированного в 2000 году.

Важный момент: история христианства хранит сны не только отцов церкви, но и самых обычных, иногда далеко не праведных людей, иногда религиозных.

Сны, которым нельзя не поверить

Вещий сон святого Павла

Один из главных идеологов христианства и автор нескольких книг Нового завета первоверховный апостол Павел получил во сне указание Иисуса Христа направиться в Рим, проповедовать христианство. Вряд ли можно предположить, что Павел подумал: «Мы, христиане, не верим снам.

Но я святой, мне можно это правило нарушить». Должно быть, он понимал высокое значение сна и не ведал о запрете на толкование. Повинуясь посылу сновидения, Павел отправился в город, где языческая вера была очень сильна, и погиб там – был обезглавлен.

Так что же, апостол сделал ошибку, поверив указанию сна?

Несомненно, этому сну предшествовало размышление о том, куда держать путь, неся свою веру. На сознательном уровне Павел знал, что Рим, скорее всего, не готов принять его проповеди.

Тем заманчивее была бы победа христианства в этом городе. Фанатичная вера и истовое желание неосознанно толкали его на опасный путь, вот откуда такой сон.

Тем более, Павел понимал, что приняв смерть во имя Христа, он значительно укрепит позиции христианства в мире.

И жизнь это подтвердила. Можно сказать, что сон был вещим. Скорее всего, бессознательный посыл сновидения подкрепил сознательный расчет.

Вещий сон простой крестьянки

Глубоко почитаемая сегодня Матрона была четвертым ребенком в бедной крестьянской семье. Немолодым родителям, Дмитрию и Наталье Никоновым, в их беспросветной судьбе казалось непосильным поднять еще одного ребенка, и мать еще до рождения задумала сдать младенца в приют.

Но выполнить задуманное помешал странный сон. Неродившаяся дочь явилась матери во сне в виде сказочной белой птицы с человеческим лицом и закрытыми глазами, которая слетела к ней на правую руку, как в старинных книгах описывается нисхождение Духа Святого в виде белого голубя.

Могла ли деревенская женщина не поверить сну, который говорил ей о том, что она носит под сердцем Богом избранного младенца? Потрясенная женщина поверила, и Матрона осталась в семье с братьями и сестрой, хотя и родилась слепой.

В силу какой-то врожденной особенности глазные впадины были у нее плотно закрыты веками, которые не открывались.

Нет прибора, способного измерить степень веры

Священник, отвечающий на вопрос о снах, видит перед собой простого человека. У него не может быть уверенности в том, что вы правильно поймете свои сны. Вот потому-то, по мнению священника, лучше не придавать им значения. Есть реальная опасность: толкование в обывательском ключе может нанести непоправимый урон душе.

А как же многочисленные сны-указания из истории христианства?

Все дело в силе веры, как считает преподобный Серафим Саровский – не всякий человек отличит сон, навеянный дьявольским искушением. Однажды у Старца Паисия Святогорца спросили, нужно ли верить снам и толковать их.

Он ответил: «Брат, если ты достиг меры Иосифа, то тогда нужно. А если нет, то нет». Имеется в виду святой праведный Иосиф, сын праотца Иакова, которому Бог открыл будущее через пророческие сны.

Это позиция почитаемых святых отцов – почти наших современников.

А за тысячу лет до них аналогичные мысли проповедовал преподобный Симеон Новый Богослов: «Чем душа занята и о чем говорит наяву, о том мечтает или философствует она во сне: проводит весь день в заботах о делах человеческих, то об них же суетится она в сновидениях. Если же она все время поучается в вещах божественных и небесных, то и во время сна она входит в них же и умудряется видениями»…

В природе нет ничего лишнего

Так что же, не верить снам? Давайте вспомним крайне негативное высказывание о снах.

Святитель Игнатий (Брянчанинов) разъясняет святоотеческие принципы отношения к снам: «…сновидение само по себе не может и не должно иметь никакого значения.

Смешно же и вполне нелогично желание некоторых видеть в бреднях сновидений своих предсказание своей будущности или будущности других или какое-нибудь другое значение…»

Подумать только! Если МИР и ЧЕЛОВЕК – творение Бога, то и система снообразования (снопередачи, сновосприятия) – тоже его работа. Стал бы Господь создавать бредни?  

Гораздо больше почтения к Творцу мы видим у других авторитетных представителей православия, которые признают сновидение естественной функцией организма и уважительно относятся к психологии.

Священник Александр Ельчанинов: «Во сне, когда  гаснет наше нормальное сознание, исчезает контроль над собой; когда мы вполне искренни и ничего не стыдимся – тогда всплывают из глубин подсознательные первичные основы нашего существа, обнажаются самые глубокие пласты души, и мы больше, чем когда-либо, являемся самими собой».

Святой праведный Иоанн Кронштадтский советовал использовать такие сны для оценки своего душевного состояния: «Если хочешь себя узнать в точности, каков ты, какие у тебя недостатки, привычки, страсти, пороки – замечай свои сны…»

Значит, верить! Но чему?

Прежде, чем верить, надо точно уразуметь или почувствовать посыл сна. Сможете? Православие не против внимания ко снам. Но если это внимание опирается хотя бы на элементарные знания в этой области. Безграмотное толкование и следование этому толкованию – вот против чего предостерегает православие.

С 1 декабря смотрите на канале сериал о слепой провидице «Вангелия».

Источник: https://domashniy.ru/prakticheskaya-magiya/pravoslavie_protiv_snovidenij_ili_za/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.