Боевой крот был испытан в 1964 году. Проект «Боевой крот

Подземные крейсеры СССР

Боевой крот был испытан в 1964 году. Проект «Боевой крот

Невероятные боевые машины, созданные для различных задач не перестают удивлять до сих пор.

То, что казалось Нам фантастикой в произведении Григория Адамова (одного из лучших фантастов СССР), «Тайна двух океанов» был действительно созданным на тот момент аппаратом: подземный крейсер .
Машина, способная прокладывать себе дорогу в твердых скальных породах, совершая диверсии в тылу врага!

В 1976 году по инициативе начальника Главного управления гостайн Антонова в печати стали появлятся сообщения о этом проекте. А остатки самого подземного крейсера ржавели под открытым небом до 90-х годов. Сейчас бывший полигон вроде хотят объявить запретной зоной.

Глухой отзвук об этих работах остался лишь в романе Эдуарда Тополя «Чужое лицо», где мастер детективного жанра описывает, как субтеррину намеревались испытать у берегов Северной Америки.

Ядерная подлодка должна была выгрузить там «субтеррину», и последняя своим ходом собиралась добраться до самой Калифорнии, где, как известно, довольно часто случаются землетрясения. В заранее рассчитанном месте экипаж оставлял ядерный боезаряд, который мог быть взорван в нужный момент.

А все его последствия затем списали бы на стихийное бедствие… Но все это – лишь фантазии: испытания подземной лодки не были доведены до конца.

От фантазий к реальности

Тем не менее желающие пофантазировать все-таки находились. Одним из таких фантазеров был наш соотечественник Петр Рассказов. Несмотря на свою фамилию, был он вовсе не литератором, а инженером и свою идею выразил не словами, а чертежами.

За что, говорят, и был убит в смутные времена Первой мировой войны. А его чертежи таинственным образом исчезли и «всплыли» через некоторое время не где-нибудь, а в Германии. Но в дело так и не пошли, поскольку войну Германия вскоре проиграла.

Ей пришлось заплатить победителям огромные контрибуции, и стране было не до каких-то там подземных лодок.

Между тем мозги изобретателей продолжали работать. Аналогичную конструкцию в США попытался запатентовать Питер Чалми – сотрудник «фабрики изобретений», которую возглавлял не кто-нибудь, а сам знаменитый Томас Алва Эдисон.

Впрочем, он был не одинок.

В списке изобретателей подземной лодки значится, например, некий Евгений Толкалинский, в 1918 году эмигрировавший из революционной России на Запад вместе со многими другими учеными, инженерами и изобретателями.

«Крот» под горой Благодать

Но и среди тех, кто остался в советской России, нашлись светлые умы, взявшиеся за это дело. В 1930-е годы изобретатель А. Требелев, конструкторы А. Баскин и А. Кириллов сделали сенсационное изобретение.

Они создали проект некоего «подземохода», область применения которого обещала быть просто фантастической, вплоть до установки по пути следования машины опор освещения металлических. Например, подземная лодка доходит до нефтяного пласта и плывет от одного «озера» к другому, разрушая на своем пути горные перемычки.

За собой она тянет нефтепровод и, достигнув наконец нефтяного «моря», начинает оттуда качать «черное золото».

В качестве прототипа для своей конструкции инженеры взяли… обычного земляного крота. Несколько месяцев они изучали, как он проделывает подземные ходы, и создали свой аппарат «по образу и подобию» этого животного.

Кое-что, конечно, пришлось переделать: лапы с когтями заменить более привычными фрезами – примерно такими же, как у угледобывающих комбайнов. Первые испытания лодки-крота прошли на Урале, в рудниках под горой Благодать. Аппарат вгрызался в гору, крошил своими фрезами крепчайшие породы.

Но конструкция лодки оказалась все же недостаточно надежной, ее механизмы часто отказывали, и дальнейшие разработки были признаны несвоевременными. Тем более, что на носу была Вторая мировая война.

Тем временем в Германии

Однако в Германии та же самая война как раз послужила катализатором возрождения интереса к данной идее. В 1933 году изобретатель В. фон Верн запатентовал свой вариант подземохода. Изобретение на всякий случай засекретили и отправили в архив.

Неизвестно, сколько бы оно могло там пролежать, если бы на него в 1940 году случайно не наткнулся граф Клаус фон Штауфенберг. Несмотря на свой пышный титул, он с восторгом принял идеи, изложенные Адольфом Гитлером в книге «Майн кампф». И когда новоявленный фюрер пришел к власти, среди его соратников был и фон Штауфенберг.

Он быстро сделал карьеру при новом режиме и, когда ему на глаза попалось изобретение Верна, понял, что напал на свою золотую жилу.

После окончания Великой Отечественной войны, недалеко от Кенигсберга, органами советской контрразведки были обнаружены штольни неизвестного происхождения, а рядом остатки взорванной конструкции, предполагалось что это остатки «Змея Мидгарда» — опытного варианта «Оружия возмездия» Третьего Рейха, некоторые беллетристы даже связывали это со знаменитой «Янтарной комнатой», которую нацисты спрятали в одной из таких штолен.

Фон Штауфенберг довел суть дела до влиятельных чинов Генштаба вермахта. Изобретателя вскоре разыскали и создали все условия, чтобы он мог реализовать свою идею на практике.

Дело в том, что в 1940 году Генштаб разработал операцию «Морской лев», главной целью которой было вторжение нацистов на Британские острова.

Подземные лодки очень пригодились бы в этой операции: пропахав землю под Ла-Маншем, они могли бы беспрепятственно доставлять в Великобританию отряды диверсантов, которые бы сеяли панику среди британцев.

Основа разработки — патент Хорнера фон Верна, зарегистрированный ещё в 1933 году. Изобретатель пообещал сделать аппарат вместимостью до 5 человек, способный двигаться под землей со скоростью 7 км/ч и нести боезаряд массой в 300 кг (этого вполне достаточно, чтобы провести внушительную диверсию). Причём лодка фон Верна «плавала» как под водой, так и под землей.

Немцы успели разработать и испытать эту лодку

Однако, инициативу перехватил Герман Геринг, шеф люфтваффе. Он убедил фюрера, что не стоит заниматься «мышиной возней», когда доблестные асы Третьего рейха могут в считанные дни разбомбить Британию с воздуха.

По приказу Гитлера в 1939 году работы над подземной лодкой были свернуты. В небе Британии началась знаменитая воздушная война, которую, в конце концов, выиграли британцы.

Солдатам вермахта так и не было суждено ступить на британскую землю.

Мечта Хрущева

Однако идея создания подземной лодки не канула в Лету. В 1945 году, после разгрома фашистской Германии, по ее территории вовсю рыскали трофейные команды бывших союзников. Проект попал в руки генерала СМЕРШа Абакумова. Эксперты дали заключение — это агрегат для передвижения под землей.

Весной 1945 года на Лубянке обнаружили, что в немецком проекте принимал участие один русский инженер-самоучка — Рудольф Требелецкий, закончивший экстерном гимназию и Московский университет, расстрелянный во время репрессий в 1933 году.

В спецхране нашлись привезенные им из Германии копии чертежей.

Требелецкий значительно усовершенствовал изобретение фон Верна. Теперь лодка могла одинаково успешно двигаться как под землей, так и под водой. Кроме этого он изобрел «термальный суперконтур», что значительно облегчало продвижение под землей. Свою лодку он назвал «Субтерина».

О своих идеях Требелецкий рассказал однокласснику, известному писателю-фантасту Григорию Адамову. Адамов использовал идеи Требелецкого в своих романах «Тайна двух океанов» и «Покорители недр».

За упоминание секретных технологий Адамов был наказан полным забвением при жизни и умер не дожив 60-летия.

Проект отправили на доработку. Ленинградский профессор Г.И. Бабат предлагал использовать для снабжения «подземохода» энергией сверхвысокочастотное излучение. А московский профессор Г.И. Покровский произвел расчеты, показывающие принципиальную возможность использования процессов кавитации не только в жидкой, но и в твердой среде.

Пузырьки газа или пара, по мнению профессора Покровского, были способны весьма эффективно разрушать горные породы. Говорил о возможности создания «подземных торпед» и академик А.Д. Сахаров.

По его мнению, можно было создать условия, при которых подземный снаряд будет двигаться не в толще пород, а в облаке распыленных частиц, что обеспечит фантастическую скорость продвижения – десятки, а то и сотни километров в час!
Снова вспомнили и о разработке А. Требелева. С учетом трофейных наработок дело выглядело многообещающим. Но Берия, при поддержке Устинова убедил Сталина что проект бесперспективен. Но в 1962 году проект получил развитие — на Украине. Для серийного производства подземных лодок, испытания которых, по существу, еще и не начинались, в местечке Громовка, по приказу Хрущова построили стратегический завод по массовому производству подземных лодок! Так вот откуда взялась известная поговорка… А сам Никита Сергеевич публично пообещал достать империалистов не только из космоса, но и из-под земли!К 1964 году завод был построен. Первая советская подземная лодка была титановой с заостренным носом и кормой, диаметром 3 метра и длиной 25 метров, экипаж — из 5 человек, и могла вместить 15 бойцов, и тонну вооружения, скорость — до 15 км/час. Боевая задача — обнаружение и уничтожение подземных командных пунктов и ракетных шахт противника. Хрущев лично осмотрел новое оружие.

Несколько вариантов созданных подземоходов отправили для испытаний в Уральские горы. Первый цикл прошел удачно – подземная лодка со скоростью пешехода уверенно проделала ход с одного склона горы на другой. О чем, естественно, тут же было доложено правительству. Возможно, именно эта весть и дала Никите Сергеевичу основания для его публичного заявления. Но он поторопился.

Ядерный подземный крейсер

Полевые испытания нового оружия проводились на территории Уральского военного округа, так как там более твердые грунты. Даже спустя сорок лет после этих испытаний их следы производят неизгладимое впечатление.

Осенью 1964 года прошли первые испытания подземного крейсера, названного «Боевой крот». Результаты были отличные — подземная лодка как по маслу прошла 15 км и разрушила подземный бетонный бункер условного противника. Необходимая энергия вырабатывалась ядерным реактором. Новое оружие выглядело фантастикой в действии. Все были поражены.

Но во время повторных испытаний случилось ЧП — лодка взорвалась и экипаж погиб, включая десатников и командира — полковника Семена Будникова.Со смещением Хрущова куратором проекта стал Устинов и проект был закрыт. Устинов хотел разместить на Луне Командный пункт ракетных войск стратегического назначения и проект подземной лодки ему был не нужен. Подземную лодку засекретили окончательно.

Документальный фильм Подземный крейсер :

Сможет ли кто-нибудь в ближайшем будущем воссоздать проект «подземной лодки»? Если да, то заветная мечта фантастов прошлых столетий осуществится. А человечество получит возможность освоить еще один «океан» – подземный.

Авторский пост

СССР  крейсер  лодка  поздемная  проект  

Любите повспоминать, как всё было раньше?
Присоединяйтесь, поностальгируем вместе:

Источник: https://fishki.net/1648276-podzemnye-krejsery-sssr.html

Секретный проект

Боевой крот был испытан в 1964 году. Проект «Боевой крот

В разное время СССР испытывал оружие, которому место в фантастических романах. Перед советскими инженерами стояла задача воплотить такие проекты, как атомный самолет, подземная лодка, или, например, космический лазер.

42.TUT.BY выбрал самые интересные конструкторские задумки, над которыми работали советские ученые.

Проект «Терра-3»

Главным оружием комплекса противоракетной и противокосмической обороны «Терра-3» был мощный составной лазер.

Кроме того, в комплекс входили системы наведения и удержания луча, информационные системы, обеспечивающие точное наведение на цель, а также высокоточный лазерный локатор 5Н27.

Телескоп ТГ-1 лазерного локатора 5Н27. militaryrussia.ru

Последний мог не только определить дальность до цели, но и получить точные характеристики по ее траектории, форме объекта и размерах. В середине 1980-х годов проводились испытания лазерного оружия комплекса: велась стрельба по мишеням, имитирующим различные стадии полета ракет.

Так выглядел научно-экспериментальный комплекс «Терра-3» по американским представлениям. Этот рисунок впервые представлен американской делегацией на переговорах в Женеве в 1978 г.

В ходе тестов ученым удалось выяснить, какую мощность будет иметь луч, чтобы поразить цель, однако достигнуть ее не удалось из-за проблем с генератором. Зато установка могла оказывать разрушающее воздействие на оборудование и системы спутников.

militaryrussia.ru

Впрочем, долгой жизни и у «Терры-3» не получилось: проект был очень дорогостоящим, а существование Союза подходило к концу. В 1989 г. установка «Терра-3» была показана группе американских ученых и конгрессменов, спустя год объект закрыли, и все работы на нем были прекращены.

Проект «Скиф»

Космическая лазерная платформа «Скиф» предназначалась для уничтожения вражеских ядерных ракет и спутников. Станция длиной 37 метров имела максимальный диаметр 4,1 метра и весила около 80 тонн.

«Скиф-ДМ». topwar.ru

Боевая платформа состояла из двух основных отсеков: функционально-служебного блока и большого целевого модуля. Первый представлял собой немного видоизмененный 20-тонный корабль, созданный для станции «Мир». Второй — создавался с нуля. Весь аппарат был покрашен черной краской для нужного теплового режима.

В центральной части «Скифа» помещался отсек с прототипом газодинамического лазера — главного вооружения платформы. Разработку лазера доверили научно-производственному объединению «Астрофизика».

По другой версии планировалось использовать лазер на галогенах — так называемый эксимерный лазер.
topwar.ru

Носителем для орбитальной станции должна была стать ракета «Энергия», первый пуск был назначен на 1986 год. К этому сроку создатели «Скифа» не успевали закончить работу, поэтому было принято решение запустить макет боевой станции, о чем говорили буквы «ДМ» в ее названии — динамический макет.

Макет не содержал в себе лазера — его не успели собрать, поэтому на орбиту запустили только самые основные компоненты и частичный запас рабочего тела — СО2. Также на борту «Скиф-ДМ» находились мишени, которые планировалось отстреливать от станции в космосе, чтобы проверить на них систему наведения.

Запуск ракеты прошел успешно, а дальше из-за компьютерной ошибки «Скиф-ДМ» не вышел на заданную орбиту и по баллистической траектории упал в Тихий океан.

Неудача со «Скифом-ДМ» и астрономическая стоимость проекта стали причиной его закрытия. Дальнейшие полеты были отменены, а техника утилизирована.

Глобальная ядерная ракета

Советские генералы всегда стремились получить оружие, которое бы гарантировало им превосходство над заокеанскими оппонентами. Такое, как, например, ядерная ракета с неограниченной дальностью полета. СССР не жалел денег на оборонку, поэтому вскоре проекту такой ракеты под названием ГР-1 был дан старт.

Ракеты ГР-1 на Красной площади. militaryrussia.ru

Конструкторы создавали ракету, которая могла бы обеспечить вывод головной части с ядерным боезарядом на орбиту высотой около 150 километров.

После ориентации в пространстве и коррекции происходило торможение. Боеголовка сходила с орбиты и пикировала к цели с огромной скоростью. Предполагалось, что дальность полета ГР-1 будет порядка 40 000 км (т.е. практически неограниченной).

В 1962 году были выпущены две ракеты для стендовых испытаний и начата подготовка серии ракет для летных испытаний, параллельно с работой над ними велось сооружение необходимой наземной структуры на космодроме Байконур.

Впервые ракеты ГР-1 широкая публика увидела 7 ноября 1965 года во время парада на Красной площади в Москве.

Ракеты ГР-1 на Красной площади 1964 год. militaryrussia.ru

Увиденное произвело сильное впечатление на Госдепартамент США, который даже потребовал от СССР прояснить свое отношение к резолюции ООН о недопущении вывода в космос оружия массового поражения.

Впрочем, демонстрация этих ракета была настоящим блефом — ракету никак не могли довести до летных испытаний — во время вывоза на стартовый комплекс отказов было так много, что их не успевали устранять.

Вскоре работы над ГР-1 были прекращены. По официальной версии, это произошло «в связи с исполнением СССР обязательств по неиспользованию космического пространства в военных целях».

Атомная подземная лодка

Если существуют подводные лодки, то почему не быть и подземным? Первый такой проект в СССР осуществили еще в 40-годах, когда был испытан подземоход Требелева. Однако конструкция оказалась неудачной, и от нее отказались.

Изображение: “Техника молодежи”.

Толчком к возобновлению работы над подземными лодками стали документы аналогичных немецких разработок, которые попали в руки советских специалистов. Михаил Козырев в книге «Специальное оружие второй мировой войны» упоминает об испытании осенью 1964 года советского подземного крейсера «Боевой крот», который удалось создать при помощи немецких наработок.

Однако информация об этом фантастическом проекте известна только из сообщений СМИ. В частности говорится, что первый цикл испытаний прошел удачно, и «Боевой крот» смог проделать проход в горе. А во время второго цикла испытаний аппарат был разрушен внутренним взрывом.

Существует версия, что для большей автономности «Боевой крот» был снабжен ядерным реактором, имел длину корпуса 35 м, диаметр 3 м, его экипаж составлял 5 чел., а скорость 7 км/ч.

Изображение: rg.ru

Как осуществлялась защита экипажа от губительного воздействия радиации -неизвестно, не объясняется и то, как советским ученым удалось создать так быстро компактную ядерную установку.

Возможно, что все сведения о «Боевом кроте» базируются на попытке СССР дезинформировать противника, как позднее это сделали американцы со своей Стратегической оборонной инициативой и лазерами с ядерной накачкой.

Источник: https://42.tut.by/518836

Боевой Крот

Боевой крот был испытан в 1964 году. Проект «Боевой крот

В 1945 году, уже после победы над гитлеровской Германией, на ее территории работали разного рода «трофейные команды» бывших союзников, в результате чего проект немецкой подземной лодки «Морской лев» попал в руки генерала СМЕРШ Абакумова.

Проект был изучен и отправлен на дальнейшую доработку. Развитием проекта боевой подземной лодки занимались профессора Г. И. Бабат и Г. И. Покровский. Они пришли к заключению, что эти разработки имеют большую перспективу.

Проект получил развитие, так как ним лично заинтересовался генеральный секретарь Никита Сергеевич Хрущев.

Ученые, работавшие над этой проблемой, уже имели собственные серьезные наработки по данной тематике, а прорыв науки в сфере ядерной энергетики, позволял вывести проект на новый этап технологического развития — создания атомной подземной лодки.

Возник вопрос ее серийного производства, и в 1962 году по приказу Хрущева на Украине, в местечке Громовка начинается строительство стратегического предприятия по выпуску атомных подземных лодок. Импульсивный Н.С. Хрущев публично заявляет, что теперь мы сможем «достать империалистов не только из космоса, но и из-под земли».

В 1964 году предприятие было построено, и первая советская атомная подземная лодка была создана. Она  получила название «Боевой Крот». Подземная лодка имела прочный корпус из титановых сплавов с заостренным носом и кормой, а ее размеры составляли 3,8 м на 35 м.

Экипаж, как и в немецком проекте, состоял из 5 человек, но при этом она была способна взять на борт еще 15 человек десанта и 1 тонну взрывчатки. Энергетической установкой подземной лодки являлся ядерный реактор, позволяющий ей развивать скорость под землей до 7 км/ч. Боевой задачей аппарата являлось уничтожение подземных командных пунктов, а также ракетных шахт противника.

Существовал проект доставки таких аппаратов на специально оборудованных атомных субмаринах в сейсмически активную прибрежную зону США, где, часто случаются землетрясения. Затем “Боевой Крот” мог бы установить подземное ядерное устройство, взрыв от которого был способен вызвать искусственное землетрясение.

Испытания «Боевого Крота» начали осенью 1964 года. Аппарат показал прекрасные результаты, пройдя тяжелый грунт «как нож через масло» и уничтожив условную цель.  Испытания проходили на Урале, в Ростовской области, а также в Подмосковье. Но, к сожалению, в процессе очередных испытаний, на подземном крейсере произошла авария.

В результате произошел взрыв, а подземная лодка с экипажем: десантниками и командиром полковником Семеном Будниковым, оказались замурованными в толще Уральских гор. В связи с этой трагедией испытания были прекращены, а после прихода к власти Брежнева (который старался закрыть все, что было связано с Хрущевым) проект был закрыт.

Все материалы по подземной лодке были строго засекречены.

Начиная с 1976 года, в СМИ стали появляться сообщения об этом проекте, но ведутся ли разработки подземных лодок в наше время неизвестно. Данная тема, конечно, является секретной, и страна-обладатель подобных аппаратов получает небывалые возможности.

Говоря же о научной ценности подобных подземных лодок, следует вспомнить, что только с их помощью можно будет дать окончательный ответ по принципиальным вопросам строения Земли. Особый интерес представляет мнение академика А.Д.

 Сахарова, который, говорил о возможности создания «подземных торпед».

Он считал, что можно создать условия, при которых подземная лодка будет двигаться не в толще пород, а в облаке распыленных частиц, что позволит обеспечить фантастическую скорость продвижения – вплоть до сотен километров в час! Сбудутся ли эти проекты, покажет время.

[1] Еще один вариант названия «Subterrine»

Древнеегипетские папирусы и настенные надписи содержат интригующие данные о неких скрытых помещениях Зале записей и Палате архивов. В этой …

Реликтовое излучение

Согласно современному взгляду на происхождение Вселенной, её появление связано с так называемым Большим взрывом, когда при огромной температуре образовывалось …

Обнинск – где стоит побывать

Многим из нас, скорее всего, не удастся найти такой город, как Обнинск на карте. Между тем, этому маленькому городку в Калужской …

Плотность энергии вакуума

Из школьного курса физики большинство из нас помнят, что вакуум – это пустота. Наиболее яркий пример вакуума – космическое пространство, …

Поездка в Сергиев Посад

Сергиев Посад – райцентр в Московской области. Туда можно приехать как турист на пару дней и осмотреть местные достопримечательности, а можно …

Аномальная зона Тихого океана

Океан хранит в себе множество тайн, но одна из них приводит в полное недоумение даже опытных океанологов. В точке заданной 15° …

Орбитальная станция «Мир-2»

Частная орбитальная станция «Мир-2» может быть построена уже к 2032 году, часть ее отсеков будет обладать искусственной гравитацией. Об этом на …

Источник: http://www.objectiv-x.ru/sekretnye-issledovaniya/boevoj-krot.html

Советский атомный проект подземоход

Боевой крот был испытан в 1964 году. Проект «Боевой крот

Двадцатый век по праву считается веком технологических открытий и невиданных доселе прорывов в разных областях науки. Всего за 50-ть лет получили широкое развитие или были изобретены множество вещей, таких как: кино, самолет, телевизор, ЭВМ, расщепление атома и получение на его основе как могущественного источника энергии, так и устрашающего оружия массового поражения.

А вы знали о таком военном проекте?

Все это подтолкнуло правительство многих развитых стран к созданию и разработке новых средств ведения войны. Часть задумок отличалась практичностью и, можно сказать, здравомыслием. Из таких проектов “выросли” танки, боевые самолеты, баллистические ракеты и, наконец, атомная бомба.

Схематическое изображение

Но также и хватало откровенно фантастических, если даже не сказать — бредовых, идей и вариантов, многие из которых, что логично, не были доведены до конца. Они больше соответствовали рассказам и романам писателей-фантастов, чем нашей приземленной реальности. Впрочем, некоторые из них все же имели “право на жизнь” хотя бы тем, что могли бы быть действительно воплощенными в действительность.

Одним из таких изобретений должен был стать подземоход, который, вгрызаясь в толщи земли, мог неожиданно появляться в тылу у врага и либо десантировать обученных диверсантов, либо же взрывать все вокруг с помощью атомного заряда.

Первый прототип

Первый конструкторский чертеж подземохода появился еще в далеком 1904-ом году, у московского ученого-изобретателя Петра Рассказова. Свою работу он послал в ведущие технические журналы того времени, впрочем, это не помогло ему сыскать успеха.

За рубежом его идеями заинтересовались, но не настолько, чтобы заняться серьезным финансированием, а в Российской империи на нем поставили крест, как на безнадежном фантазере. Мол, кому это будет нужно, подобная махина? Под землей боев то не ведется.

Так и почил, не успев родится, смелый замысел молодого технического новатора. Впрочем, во время Первой мировой чертежи машины неведомым образом попали в руки к немецкой разведке, которая передала их дальше командованию. Там находкой все-таки заинтересовались, но дальнейшим исследованиям помешало поражение в войне и последующий экономический кризис.

Когда все “лучшее” — у Запада

В Советском Союзе идею по созданию подобного устройства начали высказывать уже в 30-ых годах. Правда, только в мирных целях. Были созданы первые наработки и чертежи, определен принцип действия, который списали с навыков подземного рытья крота. Но дальнейшего развития проект не получил. Возможно, помешала война с фашистской Германией.

Но вот, после капитуляции нацистов, в 45-ом году СССР получил доступ к научным разработкам ученых Третьего Рейха, и там был, о чудо, модернизированный подземоход, в основу которого легли конструкторские решения Петра Рассказова. Теперь уже идею подобной машины никто не отвергал, правда денег на нее не было. Но все же, проект приняли в разработку. Наверное, потому, что западное, у них “всегда все лучше”.

Хрущевская подземная “Кузькина мать!”

К концу 50-ых советские ученые уже во всю приступили к работе над новым невиданным доселе механизмом. Что-то подобное могли упоминать только в рассказах Жюля Верна и научно-фантастических фильмах, популярных в те времена.

К 62-ому году была сделана рабочая версия на бумаге, дело оставалось за малым — пустить все производство. Первую опытную модель создавали в небольшом городке Громовка, в Украине. Длина “Боевого крота”(именно так прозвали будущую грозу капиталистов) составляла около 35-ти метров.

Машину должен был обслуживать экипаж в 5-ть человек, также предусматривалась возможность транспортировки десанта численностью до 15-ти солдат. Основой боевого вооружения была ядерная боеголовка, мощность которой могла достигать 1-ой мегатонны.

Скорость движения под землей — 7-15 км/час, в зависимости от плотности преодолеваемой породы. Планировалась совершать подкоп под территорию противника, оставлять там заряд и, отъехав на безопасное расстояние, дистанционно его подрывать.

Подобный взрыв на поверхности смотрелся бы как неожиданное землетрясение. Это, во-первых, приводило бы к колоссальным разрушениям, а, во-вторых, никаким образом не указывало на СССР как на агрессора. Идеальное оружие массового поражения.

Первое испытание превзошло все ожидания — “Боевой крот” идеально себя показал в толще скальной тверди, которому нипочем был ни гранит, ни базальт, ни тем более песок с глиной. На второй пробный “заезд” приехал сам Хрущев. Было это в 64-ом. Накрыли большой стол, с вкусными блюдами и кучей горячительных напитков. Потом начали испытания.

На первых порах все шло как по маслу, затем связь с экипажем прервалась. Навсегда. Было высказано предположение, что на глубине произошли неполадки, и подземоход просто-напросто взорвался, похоронив вместе с собой и людей на борту.

Заключение

В дальнейшем программу быстро закрыли, и больше не возвращались к ней никогда за все дальнейшее существование Советского Союза. Причинами подобного “забытья” называют какие-то дикие версии по подземную сверхцивилизацию, которая, мол, была против гостей с поверхности.

Но, если отбросить подобную бредятину, ответ лежит на поверхности — в скором времени после испытаний Никиту Сергеевича сменил на посту генсека Леонид Ильич.

Ему были совершенно побоку все эти “фантастические” замашки его предшественника, на которые тратились сумасшедшие деньги. Страна нуждалась в продуктах и развитии промышленности, а не в вот этом всяком.

На том проект советского подземохода и канул в пучину. Теперь уже историческую.

Источник: https://oSSSR.ru/technic/voenaya/sovetskij-atomnyj-podzemohod-boevoj-krot/

Подземные лодки: секретные разработки СССР и Германии

Боевой крот был испытан в 1964 году. Проект «Боевой крот

Человечество издревле пыталось покорить воздушную стихию. И, в конце концов, ему это удалось. А вот история с покорением недр земли не столь оптимистична. Некоторые писатели-фантасты в своих книгах фантазировали на этот счет. Вспомнить хотя бы Жюля Верна и его «Путешествие к центру земли». Но дальше фантазий дело не шло.

Хотя все же некоторые изобретатели делали попытки превратить бумажные романы в жизнь. Одним из первых был Петр Рассказов, подданный Российской империи. Он в 1904 году взбудоражил ученые умы статьей, в которой поведал о причудливом механизме, способном передвигаться под землей. Интересно вот что: эта публикация прошла в английском журнале, а не отечественном.

Известно, что Рассказов подробно описал капсулу, с помощью которой путешествия в недрах земли могли стать реальностью. Неизвестно, пытался ли изобретатель создать аппарат или же ограничился лишь созданием чертежей. К слову о чертежах.

Во время революции они исчезли и спустя несколько лет неожиданно «всплыли» уже в Германии, где местные конструкторы попытались создать свою подземную лодку. Но об этом – чуть позже.

В начале 30-х годов субтерринами всерьез заинтересовались в Советском Союзе. Конструктор и инженер Александр Требелев, которому помогало еще несколько специалистов, создал подземную лодку. К сожалению, первый блин вышел комом, хотя Требелев к делу подошел максимально ответственно.

Тщательно проанализировав различные варианты перемещения под землей, он пришел к выводу, что для «реплики» лучше всего подойдет… крот. Этот вывод был сделан после изучения биомеханики передвижения животного во время создания нор. Путь и действия крота конструкторы наблюдая воочию, поместив его с специальный ящик с землей.

И затем, отталкиваясь от полученных сведений, конструкторы приступили к работе. В итоге у Требелева получилась капсула, напоминавшая своим строением крота. Подземная лодка передвигалась при помощи целого арсенала всевозможных устройств: бура, шнека и двух пар домкратов.

Как раз домкраты играли важную роль – они толкали землю назад, освобождая капсуле место для дальнейшего движения.

Интересно вот что: механическим «кротом» можно было управлять двумя способами. Во-первых, изнутри. В специальном отсеке находился человек, отвечавший за движение и маневры. Во-вторых, с поверхности при помощи кабеля. По нему же машина получала и необходимое электропитание. Скорость капсулы Требелева была довольно скромной – порядка 10 метров в час.

Подземоход Требелева у горы Благодать

Созданный образец начали испытывать. И уже в первой стадии тестов были выявлены многочисленные проблемы. Больше всего неприятностей доставляли механизмы, предназначенные для бурения земли. Они постоянно выходили из строя, а их ремонт требовал большого количества времени и средств.

В общем, надежность подземной лодки не вызывала доверия. И по одной версии, после нескольких испытаний, закончившихся поломками, от капсулы Требелева решено было отказаться. Правда, есть и вторая версия. Если верить ей, то «крота» пытались довести до ума либо в конце 30-х годов, или в начале 40-х.

И вроде как сам будущий нарком вооружений СССР Дмитрий Федорович Устинов взял работы над субтерриной под свой контроль. И он приказал конструктору Страхову улучшить подземную лодку, оснастив ее всем необходимым для применения в военных целях.

Главное условие – устранить кабель питания, который буквально привязывал машину к определенному месту и делал ее уязвимой. С поставленной задачей Страхов справился. Он создал опытный образец, способный в автономном режиме проработать несколько дней.

Управляющей машиной водитель получал на это время необходимые запасы кислорода, пищи и воды, а подземная лодка снабжалась нужным количеством топлива. Но началась война и все работы были прекращены. Что случилось с опытным образцом субтеррины – неизвестно.

Подземная лодка и ее водитель

Немцы в деле

Параллельно с Советским Союзом работу над подземной лодкой вели и немцы. Конструктор фон Верн (или фон Вернер) запатентовал свою разработку, которую так и назвал «Subterrine».

Предполагалось, что его детище, в отличие от советского, сможет передвигаться не только под землей, но и под водой. Фон Верн, благодаря расчетом, назвал даже скорость лодки – около 7 км/ч. Понятно, что скорость могла варьировать в зависимости от различных условий.

Субтеррина в теории могла вместить в себя пять человек и порядка трехсот килограммов взрывчатки.

Устройство подземной лодки

Проектом фон Верна всерьез заинтересовались на верхах. Шла уже Вторая Мировая война и немцы обратили свой взор на неприступную Великобританию. Здесь-то и могла пригодиться подземная лодка, которая идеально вписывалась в концепцию плана «Морской лев». 

По первоначальному замыслу, на Subterrine возлагалась задача незаметно добраться до Англии и «вынырнуть» в тылу врага. В таком бы случае моральный дух англичан получился бы серьезный удар.

Но дальше проекта дело не пошло. Крест на нем поставил Геринг. Он посчитал, что производство Subterrine займет слишком много времени и будет чрезмерно дорогим.

Поэтому он решил обойтись лишь военно-воздушными силами.

Но все же немцы вернулись к идее подземных лодок. И произошло это довольно скоро. Конструктор Риттер представил проект под названием «Midgard Schlange».

По замыслу создателя «Змей Мидгарда» также мог передвигаться и под водой, и под землей. Предварительные расчеты показали, что субтеррина могла двигаться под землей со скоростью от 2 до 10 км/ч, под водой – от 3 км/ч.

Наибольшую скорость «Змей» мог развить на поверхности земли – порядка 30 км/ч.

Но самое главное не это, а размеры «рептилии». Риттер мечтал создать не просто подземную лодку, а полноценный поезд, который состоял из вагонов, оснащенных гусеницами. При этом количество вагонов (предполагалось, что длина каждого будет составлять около 6 метров) можно было варьировать в зависимости от задач, стоявших перед «Змеем».

И его максимальная длина могла составить 500 метров, а вес переваливал за 60 тысяч тонн! Из земледробильного оснащения «Midgard Schlange» получил четыре основных бура по полтора метра и три бура вспомогательных, чей размер был немного меньше. Всем этим «добром» необходимо было управлять при помощи более двух десятков рулей.

Подразумевалось, что в подземном поезде смогут разместиться порядка тридцати человек.

Поскольку «Змей» задумывался как боевая машины, то он должен был получить и впечатляющее вооружение. Риттер посчитал, что его детищу понадобятся спаренные пулеметы, специальные «подземные» торпеды, а также мины, чей счет шел на тысячи. Что же касается применения «Змея», то поначалу его хотели отправить в Бельгию и Францию.

Но «Змею» не суждено было появиться на свет. Работу над превращением чертежей в боевую машину остановили. В войне произошел перелом и немцам стало не до мифических «рептилий». Есть сведения, что в Кенигсберге советские солдаты наткнулись на штольни и остатки неизвестной машины. Возможно, это и был грозный «Midgard Schlange».

«Боевой крот»

Великая Отечественная война завершилась. Советский Союз оправился от ее последствий и сумел совершить прорыв в космическом направлении. А параллельно с освоением далеких звезд шла активная работа по освоению недр земли. Пригодились и немецкие чертежи субтеррин, обнаруженные в Кенигсберге после захвата города.

Но качественный скачок произошел лишь в начале 60-х годов, когда проект под свой контроль взял Никита Сергеевич Хрущев. Над подземной лодкой трудилась специальная группа, в которую вошли лучшие конструкторы и инженеры. По неподтвержденным данным задействован был и академик Андрей Дмитриевич Сахаров.

Производство субтеррин наладили на Украине, недалеко от поселка Громовка.

Один из вариантов подземной лодки

Первая подземная лодка под названием «Боевой крот» появилась в 1964 году. Она сильно отличалась от предыдущих проектов, причем как советских, так и немецких. Что именно представлял собой «Крот» – точно неизвестно. По неофициальным данным – это была машина цилиндрической формы, имевшая от 3 до 4 метров в диаметре и ширину от 25 до 35 метров.

А ее «сердцем» являлся ядерный реактор. Пробиваться сквозь породу субтеррина должна была при помощи огромного бура (о его размерах сведений нет). Скорость передвижения сильно варьировала в зависимости от условий. Но в среднем составляла порядка 10 км/ч. Помимо пяти человек экипажа, «Крот» мог перевозить еще 15 солдат и примерно тонну взрывчатки.

Предполагалось, что подземная лодка с успехом будет разносить и бункеры, и ракетные пусковые установки, и всевозможные фортификационные сооружения. А у Хрущева, взявшего проект под крыло, был свой интерес. В то время отношения с США обострились, назревал вооруженный конфликт.

И в этом случае Никита Сергеевич надеялся на субтеррины, поскольку они могли сыграть важную роль в противостоянии двух держав. 

Нос лодки с устройствами для бурения почвы.

Есть сведения, что подземную лодку испытывали на Урале, в Подмосковье и Ростовской области. Но главной площадкой для тестов стала территория у горы Благодать, что в Свердловской области.

Поначалу испытания «Крота» шли успешно. Но затем произошло ЧП — взорвался ядерный реактор. Экипаж погиб, подземная лодка оказалась замурованной. Вытаскивать ее не стали. Проект посчитали неперспективным и отказались от него.

А вся документация была засекречена.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Сухопутная техника Германия подземная лодка СССР субтеррина

Источник: https://naukatehnika.com/podzemnyie-lodki-proektyi-sssr-i-germanii.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.