Форма обеспечивающая возможность освоения обучающимся образовательной. Практика использования в российской федерации сетевой формы реализации образовательных программ

Изменения в ФЗ

Форма обеспечивающая возможность освоения обучающимся образовательной. Практика использования в российской федерации сетевой формы реализации образовательных программ

В Государственной Думе РФ обсуждается проект изменений в закон №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Согласно поправкам, вводится такой новый вид учебной деятельности, как практическая подготовка, а также уточняются и корректируются положения о такой форме обучения, как сетевая форма обучения.

Зачем вводится понятие «практическая подготовка»?

Сегодня учреждения высшего и среднего профессионального образования готовят специалистов, которые не совсем отвечают по уровню подготовки требованиям рынка труда.

Работодатели нуждаются не просто в специалистах, а боевых единицах, то есть в таких сотрудниках, которые с ходу будут выполнять поставленные задачи и приносить необходимый результат.

Другими словами, такой специалист должен практически подготовлен.

Практическая подготовка является важнейшей составляющей профессиональной подготовки, обеспечивая обучение умениям и навыкам, охватывающим всю профессиональную деятельность специалиста. Освоение образовательных программ должно предполагать практическую подготовку.

Сегодня практическая составляющая образовательных программ высшего и среднего профессионального образования реализуется в лабораторных и курсовых работах (проектах), прохождении учебных производственных практик.

И этого недостаточно, чтобыдостигнуть того уровня практической подготовки, которого ждут от них работодатели.

Практика в медицинском образовании

В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (далее по тексту – Закон об образовании) основные профессиональные образовательные программы обязательно предусматривают проведение практики обучающихся.

Под практикой понимается вид учебной деятельности, направленной на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенции в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью. Помимо понятия «практика» в Законе об образовании в нескольких статьях используется термин «практическая подготовка».

Указанный термин широко применяется для правового регулирования практической подготовки лиц, получающих среднее медицинское образование или среднее фармацевтическое образование, либо высшее медицинское образование или высшее фармацевтическое образование, а также дополнительное профессиональное образование.

Оно предполагает участие обучающихся в осуществлении медицинской деятельности или фармацевтической деятельности.

Новая форма учебной деятельности – практическая подготовка

Целью предлагаемого проекта федерального закона является комплексное расширение и усиление правового обеспечения организации практической подготовки обучающихся, включая раскрытие самого понятия «практическая подготовка обучающихся».

Практическая подготовка при освоении образовательной программы – это форма организации учебной деятельности в условиях выполнения обучающимися определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью и направленных на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенций по профилю соответствующей образовательной программы.

Вузы и сузы усилят практическую составляющую учебных программ

Для повышения качества образования и усиления практической подготовки обучающихся часть 6 статьи 13 Закона об образовании дополнена нормой, в соответствии с которой основные профессиональные образовательные программы обеспечивают проведение практической подготовки обучающихся при реализации отдельных учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практик, иных компонентов, предусмотренных соответствующими образовательными программами. Иные образовательные программы могут обеспечивать проведение практической подготовки обучающихся при реализации образовательной программы и (или) отдельных учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практик, иных компонентов. Для расширения возможностей получения обучающимися практической подготовки законопроектом предусмотрена возможность реализации образовательных программ и (или) отдельных учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практик, иных компонентов посредством использования сетевой формы реализации образовательной программы.

Сетевая форма обучения

В части 1 статьи 13 Закона об образовании для обеспечения правового регулирования учета результатов освоения образовательной программы, реализуемой посредством сетевой формы, законодательно закрепляется возможность зачета организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в установленном ею порядке результатов освоения обучающимися учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, предусмотренных образовательными программами, дополнительных образовательных программ в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

Статья 13 Закона об образовании дополнена новой частью 7.1, в которой раскрываются формы организации такой практической подготовки. В соответствии с нормами статьи 7.1 практическая подготовка может быть организована:

  • непосредственно в организации, осуществляющей образовательную деятельность, в том числе в структурном подразделении указанной организации, предназначенном для обеспечения практической подготовки;
  • в организации, осуществляющей деятельность по профилю соответствующей образовательной программы, в том числе структурном подразделении указанной организации, предназначенном для обеспечения практической подготовки.

В связи с вводимым законопроектом новым понятием «практическая подготовка» и расширением его использования на правоотношения, возникающие при реализации всех профессиональных образовательных программ, необходимые корреспондирующие изменения вносятся в статью 82 Закона об образовании «Особенности реализации профессиональных образовательных программ медицинского образования и фармацевтического образования». В связи с необходимостью внесения большого числа изменений в подзаконные акты в случае принятия проекта федерального закона предлагается установить датой вступления федерального закона в силу 1 сентября 2019 года. Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации. Скачать проект изменений в ФЗ-273

Практическая подготовка и сетевое обучение в дополнительном профессиональном образовании

Как уже было сказано, сегодня достаточно хорошо отработан вопрос о практике только в 3 сферах:

  •   в медицинском образовании,
  •  в подготовке в сфере транспорта (авиация, жд),
  • в дополнительном профессиональном образовании: курсы переподготовки и повышения квалификации.

В Современной научно-технологической академии уже второй год проводятся курсы для медицинских работников по оказанию первой медицинской помощи. Помимо этого, в СНТА налажена практическая подготовка специалистов через реализацию сетевой формы обучения:

  • Практика по УЗИ,
  • Практика аппаратной косметологии и т.д.

Сегодня СНТА сотрудничает в рамках сетевого обучения со многими образовательными и производственными учреждениями, например,

  • Академия медицинского образования (АМО),
  • Premium Aesthetics
  • ФГБУ Научно-клинический центр оториноларингологии ФМБА России и др.

Не нашли нужную информацию? Задайте вопрос менеджеру

Источник: https://www.snta.ru/press-center/v-zakone-poyavyatsya-novye-formy-obucheniya-prakticheskaya-podgotovka-i-setevoe-obuchenie/

Правовое регулирование лицензирования и государственной аккредитации образовательных программ, реализуемых с использованием сетевой формы обучения

Форма обеспечивающая возможность освоения обучающимся образовательной. Практика использования в российской федерации сетевой формы реализации образовательных программ

В соответствии с ч. 1 ст.

15 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации») основные образовательные программы могут реализовываться образовательной организацией, как самостоятельно, так и совместно с иными образовательными организациями посредством организации сетевого взаимодействия (далее – сетевая форма реализации образовательной программы). При этом отмечается, что в сетевых формах реализации образовательных программ могут также участвовать организации науки, культуры, спорта и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, учебных и производственных практик и иных видов учебной деятельности, предусмотренных соответствующей образовательной программой.

Сетевая форма реализации образовательной программы может осуществляться в формах:

— совместной деятельности образовательных организаций, направленной на обеспечение возможности освоения обучающимся основной образовательной программы с использованием ресурсов нескольких образовательных организаций, а также при необходимости ресурсов организаций науки, культуры и спорта и иных организаций;

— зачета образовательной организацией, реализующей основную образовательную программу, результатов освоения обучающимся в рамках индивидуального учебного плана программ учебных курсов, предметов, дисциплин, модулей, практик, дополнительных образовательных программ в других образовательных организациях, участвующих в сетевом взаимодействии.

В соответствии с ч. 1 ст. 15 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» использование сетевой формы реализации образовательных программ осуществляется на основании договора между образовательными организациями.

В случае реализации образовательных программ с использованием сетевой формы несколькими образовательными организациями, образовательные организации также совместно разрабатывают и утверждают образовательные программы.

Согласно ч. 3 ст. 15 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в договоре о сетевой форме реализации образовательных программ указываются:

1) вид, уровень и (или) направленность образовательной программы (часть образовательной программы определенных уровня, вида и направленности), реализуемой с использованием сетевой формы;

2) статус обучающихся в организациях, правила приема на обучение по образовательной программе, реализуемой с использованием сетевой формы, порядок организации академической мобильности обучающихся (для обучающихся по основным профессиональным образовательным программам), осваивающих образовательную программу, реализуемую с использованием сетевой формы;

3) условия и порядок осуществления образовательной деятельности по образовательной программе, реализуемой посредством сетевой формы, в том числе распределение обязанностей между организациями, порядок реализации образовательной программы, характер и объем ресурсов, используемых каждой организацией, реализующей образовательные программы посредством сетевой формы;

4) выдаваемые документ или документы об образовании и (или) о квалификации, документ или документы об обучении, а также организации, осуществляющие образовательную деятельность, которыми выдаются указанные документы;

5) срок действия договора, порядок его изменения и прекращения.

В настоящее время достаточно часто возникают сложности при реализации образовательных программ, вызаванные непониманием сути сетевой формы реализации образовательных программ.

Зачастую за сетевую форму реализации образовательных программ принимается деятельность образовательных организаций по различным адресам мест осуществления образовательной деятельности. В данном случае судить о возникновении сетевой формы реализации образовательных программ не приходится.

Тем не менее, образовательным организациям следует урегулировать между собой имущественные права (как правило, заключаются договоры безвозмездного пользования имуществом) и пройти процедуру лицензирования образовательной деятельности по всем адресам мест осуществления образовательной деятельности.

Если же, например, образовательная организация высшего образования, имеющая в учебном плане дисциплину, для изучения которой не имеет соответствующих ресурсов (кадровых, материально-технических и т. д.), передает часть нагрузки, предусмотренную на изучение данной дисциплины, в другую образовательную организацию высшего образования, располагающую необходимыми ресурсами.

В данном случае между образовательными организациями высшего образования должен быть заключен договор о сетевой форме реализации образовательной программы и совместно разработана и утверждена образовательная программа.

Государственная аккредитация образовательных программ, реализуемых с использованием сетевой формы обучения

В соответствии с ч. 2 ст. 92 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» целью государственной аккредитации образовательной деятельности является подтверждение соответствия федеральным государственным образовательным стандартам образовательной деятельности по основным образовательным программам и подготовки обучающихся в образовательных организациях.

Особенности аккредитационной процедуры предусмотрены Положением о государственной аккредитации образовательной деятельности, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 года № 1039.

Государственную аккредитацию проводят Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки или органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие переданные Российской Федерацией полномочия в сфере образования.

При аккредитации образовательных программ с использованием сетевой формы, помимо документов, поименованных в п.

8 Положения о государственной аккредитации образовательной деятельности, к заявлению образовательная организация обязана приложить копию договора о сетевой форме реализации образовательных программ, заключенного в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации».

В случае, если копия такого договора не была нотариально заверена, в аккредитационный орган представляется и оригинал договора о сетевой форме реализации образовательных программ.

Кроме этого, образовательная организация обязана представить копии разработанных и утвержденных совместно с другими организациями, осуществляющими образовательную деятельность, образовательных программ, реализуемых с использованием сетевой формы.

Положением о государственной аккредитации образовательной деятельности регламентирован порядок аккредитационной экспертизы в отношении образовательных программ, реализуемых с применением сетевой формы.

Во-первых, при наличии государственной аккредитации в отношении образовательных программ у организации, осуществляющей образовательную деятельность, с которой заключен договор о сетевой форме реализации образовательных программ, аккредитационный орган учитывает результаты, полученные ранее при проведении государственной аккредитации, и аккредитационная экспертиза проводится только в части образовательных программ, самостоятельно реализуемых организацией, осуществляющей образовательную деятельность;

Во-вторых, при отсутствии государственной аккредитации в отношении образовательных программ у организации, осуществляющей образовательную деятельность, с которой заключен договор о сетевой форме реализации образовательных программ, аккредитационный орган учитывает результаты, полученные при освоении образовательных программ обучающимися в организации, участвующей в реализации образовательных программ в сетевой форме.

Лицензирование образовательной деятельности по реализации образовательных программ, реализуемых с использованием сетевой формы обучения

В соответствии с ч. 1 ст.

91 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» образовательная деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Лицензирование образовательной деятельности осуществляется по видам образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки (для профессионального образования), по подвидам дополнительного образования.

Согласно п.

15 ч. 1 ст. 91 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» лицензионные требования и условия должны учитывать особенности осуществления образовательной деятельности посредством использования сетевой формы реализации образовательных программ.

В настоящее время процедура лицензирования образовательной деятельности определена Положением о лицензировании образовательной деятельности, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2013 года № 966.

Согласно п.

7 Положения о лицензировании образовательной деятельности наличие договора, заключенного между организациями, осуществляющими образовательную деятельность, о сетевой форме реализации образовательных программ, а также совместно разработанных и утвержденных организациями, осуществляющими образовательную деятельность, образовательных программ является одним из лицензионных требований при использовании сетевой формы реализации образовательных программ.

При лицензировании образовательных программ с использованием сетевой формы зачастую возникают сложности, связанные,  с необходимостью указания в лицензиях на осуществление образовательной деятельности адресов ведения деятельности по  образовательной программе, реализуемой в сетевой форме.

Например, необходимо ли образовательной организации высшего образования А, участвующему в сетевом взаимодействии с образовательной организацией высшего образования Б в лицензии на осуществление образовательной деятельности указывать адрес этой воторой образовательной организации.

В соответствии с ч. 4 ст. 91 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» лицензия на осуществление образовательной деятельности имеет приложение, являющееся ее неотъемлемой частью. В приложении к лицензии, среди прочих сведений, указываются адреса мест осуществления образовательной деятельности.

В связи с этим, указание адреса осуществления образовательной деятельности в сетевой форме необходимо только в том случае, если одна образовательная организация ведет образовательную деятельность на территории другой организации.

Так, например, образовательная организация высшего образования А  проводит лекции по органической химии в образовательной организации высшего образования Б для своих студентов силами своего профессорско-преподавательского состава, а образовательная организация высшего образования Б в лектории классе образовательной организации высшего образования А проводит занятия для своих студентов силами собственного профессорско-преподавательского состава.

В этом случае образовательные организации высшего образования должны совместно указать адреса мест осуществления образовательной деятельности в приложениях к лицензиям на осуществление образовательной деятельности.

Дата размещения: 21.03.2016

Источник: http://xn--273--84d1f.xn--p1ai/publikatsii/pravovoe-regulirovanie-licenzirovaniya-i-gosudarstvennoy-akkreditacii-obrazovatelnyh

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.