Группа организмов имеющих некоторые признаки которые полностью. Линия (в генетике)

Генетическая лабораторная

Группа организмов имеющих некоторые признаки которые полностью. Линия (в генетике)

Генетика сегодня – одна из самых быстроразвивающихся областей науки.

Ее фундаментальное открытия не только приближают нас к познанию истины, но и помогают ответить на конкретные вопросы, жизненно важные для нас самих и всего развития человечества.

В Словаре терминов в алфавитном порядке приводятся краткие пояснения основных генетических терминов и понятий, которые используются при формулировке вопросов Генетической лабораторной.

Аллель — один из возможных вариантов одного и того же гена.

Гамета (или половая клетка) — клетка, способная слиться с другой половой клеткой и дать начало новому организму.

Ген — определение в «Википедии» гласит, что ген – это:

1. Дискретный наследственный фактор, определяющий проявления данного признака.

2. Участок ДНК, кодирующий определенную молекулу РНК.

3. Согласно определению Гуттмана, Гриффитса, Сузуки и Куллиса, ген – это отрезок ДНК, ответственный за производство отдельного вида белка. Однако многие ученые-генетики до сих пор считают, что одного всеобъемлющего определения гена наука пока не сформулировала.

Геном — совокупность всей наследственной информации организма, закодированной в ДНК и у некоторых вирусов в РНК.

Генотип — совокупность всех генов.

Гетерозигота — клетка или организм, у которого гомологичные хромосомы несут разные варианты (аллели) данного гена.

Гомозигота — клетка или организм, у которого гомологичные хромосомы несут один и тот же вариант (аллель) данного гена.

ДНК (дезоксирибонуклеиновая кислота) — химическое соединение, обеспечивающее хранение и передачу. из поколения в поколение информации о функционировании живых организмов.

Доминантность и рецессивность — форма взаимоотношений между аллелями одного гена, при которой один из них (доминантный) подавляет (маскирует) проявление другого (рецессивного) и, таким образом, определяет проявление признака как у доминантных гомозигот, так и у гетерозигот.

Нуклеотид — химическое соединение, в состав которого входят сахар, фосфатная группа и азотистое основание (пуриновое или пиримидиновое). Структурная единица ДНК или РНК.

Мутация — стойкое, то есть такое, которое может быть унаследовано потомками данной клетки или организма, изменение генома.

Признак — любая особенность, любое свойство организма.

Фенотип — это совокупность всех свойств и признаков организма.

Хромосома — молекула ДНК (или две «сестринские» молекулы, образовавшиеся при копировании ДНК), компактно упакованная с помощью вспомогательных белков.

Экспрессия гена — синтез функционального продукта гена (РНК или белка), посредством которого ген влияет на фенотип организма.

Реникса

Существует множество мифов о наследственности. Знание генетики помогает нам отделить твердо установленные наукой и подтвержденные экспериментом факты от наукообразной чепухи – рениксы. Проверьте, уверенно ли вы их различаете. 

Правда ли, что…

1. Изменение одного нуклеотида («буквы») в гене может полностью поменять признак, за который отвечает этот ген.

Да

Иногда (но не всегда), достаточно минимальных изменений в гене, чтобы он стал работать по-другому.

Например, изменение одной «буквы» в определенном участке гена β-глобина ведет к развитию симптомов серповидоклеточной анемии: у гетерозигот будут мягкие симптомы, у гомозигот полная форма заболевания.

Эритроциты при серповидноклеточной анемии теряют нормальную форму двояковогнутого диска и хуже переносят кислород. В гене β-глобина происходит замена кодона GAG на GTG (аденин – на тимин), а в белке – замена глутаминовой кислоты на валин.

https://en.wikipedia.org/wiki/HBB#Sickle_cell_disease.

Подробнее здесь: Hemoglobin Variants: Biochemical Properties and Clinical Correlates https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC3579210/.

Пример замены одной пары нуклеотидов (SNP): C – A 

https://en.wikipedia.org/wiki/Single-nucleotide_polymorphism

2. Любой признак у ребенка всегда повторяет либо признак отца, либо аналогичный признак матери.

Нет

Существует много признаков, которые у детей могут отличаться от аналогичных признаков обоих родителей. Например, цвет глаз или волос.
Цвет глаз зависит от сложного взаимодействия сразу нескольких генов. И даже у голубоглазых отца и матери может родиться зеленоглазый ребенок.

Источник: https://laba.media/materials/geneticheskaia-laboratornaia-2019-metodichka

Моно- и дигибридное скрещивание. Законы Менделя

Группа организмов имеющих некоторые признаки которые полностью. Линия (в генетике)

Грегор Мендель

Создателем современной генетики считается австрийский биолог, ботаник и монах Грегор Мендель. Свои исследования Г. Мендель проводил на горохе. Ученый использовал гибридологический метод.

Вы, наверное, сталкивались с понятием «гибрид», его часто указывают на упаковках семян. Гибрид – потомство, полученное в результате скрещивания особей, отличных по одному или нескольким признакам.

На рынке можно встретить инжирный персик, а в животноводстве – мула (гибрид лошади и осла). Самцы мула стерильны и потомства не приносят.

Вернемся к Грегору Менделю и гороху.

Как говорилось ранее, он использовал в своих опытах горох, но не любой, а только чистые линии – группы организмов, имеющих некоторые признаки, которые полностью передаются потомству в силу генетической однородности всех особей. В качестве такого признака был выбран цвет горошин: одна линия была только зеленая во всех поколениях, а друга – желтая.

Таким образом Мендель скрещивал разные родительские особи гороха и далее подсчитывал результаты по некоторым признакам: количество гороха с желтой/зеленой кожурой, гладкие горошины и морщинистые, карликовое растение/нормальное/высокое и так далее. Ученый использовал 22 чистых линии и около 10.000 растений бобового.

Моногибридное скрещивание

Такое скрещивание было выбрано первым для опытов. Моногибридное скрещивание – скрещивание особей, отличающихся друг от друга лишь одним признаком. Ген, в котором заключена информация об этом одном из признаков называется аллельным геном или аллелью.

В зависимости от комбинации генов в паре, организм может быть гомозиготным или гетерозиготным.

В первом случае оба гена несут одну разновидность признака, во втором – две разные. Гомозиготами будут являться горох, оба аллели которого несут окраску только желтого или только зеленого цвета.

Гетерозиготами – те, у которых один ген несет желтый цвет, а другой – зеленый.

Скрещивание гомозигот

Есть доминантные и рецессивные гены. Первые преобладают, вторые – подавляются. Посмотрим на схему моногибридного скрещивания выше и разберемся в некоторых правилах записи.

Здесь мы видим 2 признака: цвет и текстуру кожуры. Разные типы признаков обозначаются разными буквами. Например, желтый – А, зеленый – В. Доминантные признаки записываются заглавными буквами, а рецессивные – строчными. Один ген аллели – одна буква.

Исходя из этого, монозиготы могут быть либо аа (рецессивная гомозигота), либо АА (доминантная монозигота).

Запись начинается с родителей, в задачах пишется «Р:» и перечисляются предки. Между ними ставится знак скрещивания «х».

Следующей строкой идут гаметы, обозначаются «G:» и перечисляются гаметы каждого из родителей.

Затем пишется потомство. Если это первое поколение, то «F1», если дальше, то цифра соответствует очередности. Здесь должны быть все версии потомков. Так как при скрещивании монозигот у нас были только гаметы А и а, то вариант всего один: Аа. Это гетерозигота. Так как по условию желтый цвет доминирует над зеленым, то горошины будут желтыми.

Законы Менделя

В результате такого скрещивания Мендель открыл закон единообразия гибридов первого поколения. Он гласит: при скрещивании двух гомозиготных организмов, отличающихся друг от друга только по одному признаку, все гибриды первого поколения будут иметь признак одного из родителей, и поколение по этому признаку будет единообразно.

Далее Мендель продолжил изучать потомство гороха, теперь он скрестил то самое единообразное поколение.

Скрещивание гетерозигот

Так Мендель вывел закон расщепления. Из него следует, что при скрещивании потомков первого поколения, во втором снова появляются особи с рецессивным признаком, эти особи составляют 1: 4 часть от всего числа потомков второго поколения.

Фенотип – внешнее проявление признака.

Исходя из этого же скрещивания, Мендель вывел еще один закон.

Закон чистоты гамет: при образовании гамет в каждую пару попадает только один из двух «элементов наследственности», отвечающих за данный признак.

На эту мысль его натолкнуло именно появление одной части зеленых горошин. Мендель сделал выводы о том, что гены из пары не пропадают бесследно, а передаются в следующее поколение.

Ранее мы говорили о том, что доминирующий признак подавляет рецессивный. Если у гороха генотип Аа, где доминирующий цвет желтый, то горошины будут этого цвета. Однако, все не всегда так однозначно.

Если скрестить пурпурные и белые цветы ночной красавицы, то гетерозиготное потомство приобретет отличный от родителей цвет: розовый. По закону неполного доминирования при скрещивании доминантной и рецессивной гомозигот, все особи в потомстве проявят либо признаки родителей, либо промежуточный признак.

Неполное доминирование

Если скрещиваются организмы, отличающиеся друг от друга не по одному признаку (моногибридное), а по двум, то скрещивание называется дигибридным.

Для своих опытов в этом направлении Мендель взял горох двух цветов и двух фактур.

Независимое наследование признаков

Родители были доминантной и рецессивной гомозиготами. В первом поколении горошины желтые и гладкие, гетерозиготы.

Так как при скрещивании двух гетерозигот по обоим признакам от каждого родителя по 4 варианта гамет, то удобно воспользоваться решеткой Пеннета.

Для этого гаметы одного родителя записывают по горизонтали, а второго – по вертикали. Затем на пересечениях заполняются ячейки решетки.

Если пересчитать количество потомков каждого фенотипа, то получится следующее:

9 шт. – желтый гладкий

3 шт. – желтый морщинистый

3 шт. – зеленый гладкий

1 шт. – зеленый морщинистый

Так Мендель пришел к закону независимого наследования признаков, из которого следует, что при дигибридном скрещивании гены и признаки, за которые отвечают эти гены, наследуются независимо друг от друга.

Источник: https://spadilo.ru/monogibridnoe-skreshhivanie-zakony-mendelya/

Развивающие и диагностические задания в курсе общей биологии

Группа организмов имеющих некоторые признаки которые полностью. Линия (в генетике)

Продолжение. См. No 24, 29, 30, 31/2002

М 6. живые системы на уровне организмов (наследственность, ее законы

Диагностика пассивного владения понятийным аппаратом классической генетики1. … – материальная и функциональная единица наследственности. Участок молекулы ДНК, определяющий развитие одного признака, т.е. структуру одного белка. Располагается в определенных участках (локусах) хромосом. Название дал в 1909 г. Иогансен.2. … – гены, расположенные в одних и тех же локусах гомологичных хромосом, контролируют развитие альтернативных признаков (доминантных и рецессивных) – желтая и зеленая окраска семян гороха.3. … – какое-либо качество организма, по которому можно отличить один организм от другого.4. … – взаимоисключающие, контрастные признаки, например, желтый и зеленый цвет гороха, морщинистая и гладкая форма семян, высокий и низкий рост растения.5. … (от лат. «господствующий») – преобладающий признак, проявляющийся у гибрида первого поколения и подавляющий развитие другого признака. Этот признак проявляется в гетерозиготном состоянии.6. … (от лат. «отступление») – признак, который передается по наследству, но подавляется, не проявляясь у гетерозиготных организмов.7. … – совокупность наследственных задатков (генов) организма. Термин ввел Иогансен в 1909 г.8. … – совокупность признаков свойств организма, формирующихся в процессе взаимодействия генотипа с окружающей средой. Термин ввел Иогансен в 1903 г.9. … – клетка, образующаяся при слиянии двух гамет (половых клеток) – женской (яйцеклетки) и мужской (сперматозоида). При этом происходит восстановление диплоидного набора хромосом.10. … (от греч. «одинаковый») – клетка (особь), имеющая в гомологичных хромосомах одинаковые аллели данного гена (оба доминантные – AA или оба рецессивных – aa). … в потомстве не дает расщепления. Термин ввел Бэтсон в 1902 г.11. … (от греч. «разный») – клетка (особь), имеющая в гомологичных хромосомах разные аллели данного гена (Aa или Bb). Такая особь в потомстве дает расщепление по данному признаку.12. … – скрещивание организмов, анализируемых по одной паре альтернативных признаков.Ответы: 1. Ген. 2. Аллельные гены (аллели). 3. Признак. 4. Альтернативные. 5. Доминантный. 6. Рецессивный. 7. Генотип. 8. Фенотип. 9. Зигота. 10. Гомозигота. 11. Гетерозигота. 12. Моногибридное.
Цифровой диктант «Методы генетики» 1. Для выявления отклонений в кариотипе применяется цитогенетический метод. (1)2. Чтобы рассчитать, сколько особей в популяции будут иметь поврежденный ген, используют генеалогический метод. (0)3. Чтобы выяснить вопрос о том, наследуется или нет иммунитет к вирусным заболеваниям у человека, достаточно биохимического метода. (0)4. В медико-генетической консультации для выявления причин шестипалости предложат использовать биохимический анализ. (0)5. Чтобы выяснить, наследуется ли уровень интеллекта, достаточно генеалогического анализа. (0)6. Цитологический анализ может выявить причины любых наследственных заболеваний. (0)
Диктант «Символы и обозначения классической генетики» Используя буквы A, B, C, a, b и с, запишите обозначения:1) гетерозиготного по гену C организма;2) гомозиготного организма, доминантного по гену A;3) организма, рецессивного по гену B;4) генотип, образованный двойной гетерозиготой по генам A и C;5) генотип гибрида по гену A;6) генотип особи с фенотипом промежуточного наследования по гену B;7) генотип фенотипически доминантной особи по гену C;8) обозначение особей n-го поколения;9) обозначение родительского поколения;10) обозначение мужской особи, участвующей в скрещивании.Ответ: 1) ; 2) АА; 3) bb; 4) AaCc; 5) Aa; 6) Bb; 7) CC или Cc; 8) Fn; 9) P; 10)
Цифровой диктант «Генетика человека» 1. На свете нет людей с одинаковым генотипом. (0)2. Наследственная слепота всегда вызывается мутацией одного и того же гена. (0)3. Для исследований по генетике человека пригодны абсолютно все методы генетики, которые используются в работе с другими организмами. (0)4. Кровь матери можно всегда переливать детям. (0)5. Причины наследственных заболеваний всегда можно выявить с помощью микроскопического исследования хромосом. (0)6. Мутации всегда проявляются в фенотипе. (0)7. Алкоголь, выпитый мужчиной непосредственно перед зачатием ребенка, может стать причиной неправильного расхождения хромосом и образования аномальных половых клеток. (1)

М 7. репродукция живых организмов (изменчивость, типы и механизмы)

Цифровой диктант «Типы изменчивости» 1. На одной ветви розового куста обнаружены цветки с увеличенным числом лепестков. Черенок, укорененный с этой ветви, дал куст, сохранивший новый признак махровости. Это пример наследственной изменчивости. (1)2. Среди нормальных растений льна обнаружено растение с более крупными цветками и листьями. При цитологическом исследовании клеток этого растения обнаружено удвоенное число хромосом. Это пример хромосомной мутации. (0)3. Анализ хромосомного набора у больного с синдромом Дауна показал наличие лишней хромосомы в 21-й паре хромосом. Это пример гетероплоидии.(1)4. У кареглазой пары, где мама и папа – гетерозиготы по цвету глаз (Aa), родился голубоглазый ребенок. Это следствие соматической мутации. (0)5. После облучения и высева семян пшеницы, чувствительной к поражению ржавчинным грибком, были отобраны растения, устойчивые к грибку. Это пример ненаследственной изменчивости. (0)6. Две коровы-близнецы в разных хозяйствах дают молоко с разным процентом жирности: 1,5% и 2,4%. Это пример наследственной изменчивости. (0)7. При серповидноклеточной анемии в гемоглобине больных этой болезнью одна из 150 аминокислот заменена на другую. Это результат генной мутации. (1)
Ответы: 1. Среда. 2. 3n. Формула 2-го поколения гибридов при полигибридном скрещивании. 3. 2 (количество разных гамет по данным генам). 4. aaBBccDD (генотип особи, образующей такие гаметы). 5. О (отец – дед, отец, сын).
Тренируем логическое мышление и умение делать выводы 1. В течение 10 поколений все особи самоопыляющегося растения имели лепестки в цветке одного и того же красного цвета. Выберите правильное утверждение:а) это размножение чистой линии с доминантным аллелем цвета лепестков; б) это чистая линия с рецессивным аллелем гена цвета лепестков; в) это чистая линия с парой одинаковых аллелей гена цвета лепестков; г) аллель красного цвета доминирует; д) аллель красного цвета рацессивен;е) у гена цвета лепестков нет других аллелей, кроме аллеля красного цвета.

2. У одной и той же пары родителей есть голубоглазые и кареглазые дети. О генотипе родителей можно сказать, что:

а) оба родителя гетерозиготы по гену цвета глаз; б) оба родителя гомозиготы по этому гену; в) один родитель гетерозиготен, а другой – рецессивная гомозигота;

г) один родитель гетерозиготен, а другой – доминантная гомозитога.

3. Явление доминирования на молекулярном уровне организации живой материи объясняется так:

а) доминирующий аллель «работает», производит белок, а рецессивный «не рабо-тает»; б) ДНК рецессивного аллеля подвергается химическому воздействию со стороны белка – продукта доминантного гена;

в) отношение доминантности и рецессивности – результат взаимодействия белков – продуктов аллельных генов между собой.

4. В каких отношениях находятся понятия «аллель» и «мутация»? Выберите те утверждения, которые правильно описывают эти отношения:

а) аллель – состояние гена, состояние генетической информации, а она меняется в результате мутации, следовательно, все аллели – мутанты; б) мутация – только рецессивное состояние гена; в) мутация – только доминирующий аллель гена; г) изменение генетической информации гена в результате мутаций может приводить к возникновению как доминантных, так и рецессивных аллелей гена;

д) условно МУТАНТНЫМ АЛЛЕЛЕМ гена принято называть аллель либо редко проявляющийся, либо приводящий к патологии.

Ответ: 1 – в; 2 – а, в; 3 – а, в; 4 – г, д(а).

Цифровой диктант «Наследственность и изменчивость» 1. Все законы Менделя – результат комбинативной изменчивости. (1)2. Норма реакции – это кривая, показывающая адаптационные возможности вида. (1)3. Чем шире график реакции, тем больше опасности для вида при изменении данного условия. (0)4. Пшеница имеет несколько центров происхождения. (1)5. Основной компонент щей был окультурен в Центральной Америке. (0)6. Предком домашней козы был муфлон. (1)7. Селекционеры получают чистые линии методом массового отбора. (0)
Тренируем логическое мышление и умение делать выводы 5. Зачеркните лишнее понятие, объясните свой выбор: раннее облысение, синдром Дауна, диабет, облысение в результате облучения, темная кожа негроидной расы.Ответ: облысение в результате облучения – ненаследственная изменчивость.6. О каком явлении идет речь?Различие в росте однояйцевых близнецов; загорелая кожа европейцев после посещения южного курорта; различия в размерах яблок с одной яблони:а) комбинативная изменчивость; б) ненаследственная изменчивость;в) соматическая изменчивость.Ответ: в.7. На рисунках представлены кривые, характеризующие нормы реакции трех пар сортов пшеницы. По какому признаку различаются эти сорта?8. В описанной хронике событий при проявлении мутаций на уровне организма, пропущены некоторые важные термины и понятия. Дополните рассказ.Авария в лаборатории, использующей в работе … –> облучение сотрудника –> изменения в структуре молекул … гена «X» в ядре … клетки его организма –> синтез мутантных молекул … в цитоплазме этой клетки –> участие этой клетки в процессе … –> развитие эмбриона и рождение … особи –> проявление мутации «X» в … этой особи

М 8. популяция как живая система (структура, развитие, законы эволюции)

Буквенный диктант «Направление эволюции» 1. Увеличение численности кроликов после заселения их в Австралию. (Прогресс.)2. Уменьшение ареала белых лебедей. (Регресс.)3. Зимняя спячка млекопитающих. (Идиоадаптация.)4. Снижение численности лишайников в густонаселенных районах. (Регресс.)5. Уровень организации живой материи – подсистема того уровня, который является структурной единице эволюции. (Организм.)6. Отсутствие ног у змей. (Дегенерация.)7. Возникновение фотосинтезирующих одноклеточных организмов. (Ароморфоз.)Ответ: ПРИРОДА.
О каком направлении эволюции идет речь (обобщение понятий):1) мутации, накопление, приспособление к определенным условиям;2) мутации, выход в новую экологическую нишу, уход (на время) от сильного давления естественного отбора;3) мутации, накопление изменений в сторону упрощения организма;4) мутации, генотип, фенотип, значения экологического фактора вне нормы реакции.Ответ: 1) идиоадаптация; 2) ароморфоз; 3) дегенерация; 4) регресс.
Буквенный диктант «Термины цитологии генетики и эволюционной теории» Нужно записать первую букву антонима к каждому отгаданному термину.Например. Размножение организма с помощью специализированных гаплоидных клеток.Ответ: половое; антоним – бесполое; следовательно, надо записать букву «Б».1. Общее название для всех организмов, клетки которых содержат настоящее ядро с хромосомами.2. Направления эволюции, при которых увеличивается количество особей и ареал вида.3. Свойство живых систем, заключающееся в способности передавать генетическую информацию потомкам.4. Аллель гена, всегда проявляющийся в фенотипе.5. При делении эукариотической клетки, заканчивающемся образованием четырех клеток с числом хромосом в 2 раза меньшим, чем в исходной клетке (эта буква занимает одинаковое место и в термине, и в его антониме).6. Как по-другому называются процессы анаболизма?7. Способ питания, при котором организм или отдельная клетка образует готовые органические вещества.Ответ: ПРИРОДА.

Продолжение следует

* Здесь и далее 1– да, 0 – нет. Ответ ученики записывают в виде цифровой последовательности. В данном случае ответ выглядит так: 010010110001.

Источник: https://bio.1sept.ru/article.php?ID=200203206

Урок 15. сцепленное наследование генов – Биология – 10 класс – Российская электронная школа

Группа организмов имеющих некоторые признаки которые полностью. Линия (в генетике)

ВАЖНО!

Сцепление генов – это совместное наследование генов, расположенных в одной и той же хромосоме. Количество групп сцепления соответствует гаплоидному числу хромосом, то есть у дрозофилы 4. Природу сцепленного наследования объяснил Морган с сотрудниками.

В качестве объекта исследования они избрали плодовую муху дрозофилу, которая оказалась очень удобной моделью для изучения данного феномена, так в клетках её тела находится только 4 пары хромосом и имеет место высокая скорость размножения (в течение года можно исследовать более 20-ти поколений).

Итак, сцепленными признаками называются признаки, которые контролируются генами, расположенными в одной хромосоме. Естественно, что они передаются вместе в случаях полного сцепления (закон Моргана).

Полное сцепление встречается редко, обычно – неполное, из-за влияния кроссинговера (перекрещивания и обмена участками гомологичных хромосом в процессе мейоза). То есть, гены одной хромосомы переходят в другую, гомологичную ей.

Частота кроссинговера зависит от расстояния между генами. Чем ближе друг к другу расположены гены в хромосоме, тем сильнее между ними сцепление и тем реже происходит их расхождение при кроссинговере, и, наоборот, чем дальше друг от друга отстоят гены, тем слабее сцепление между ними и тем чаще возможно его нарушение. 

Рис. 1

На рисунке 1 слева: расстояние между генами А и В маленькое, вероятность разрыва хроматиды именно между А и В невелика, поэтому сцепление полное, хромосомы в гаметах идентичны родительским (два типа), других вариантов не появляется.

На рисунке 1 справа: расстояние между генами А и В большое, повышается вероятность разрыва хроматиды и последующего воссоединения крест-накрест именно между А и В, поэтому сцепление неполное, хромосомы в гаметах образуются четырёх типов – 2 идентичные родительским (некроссоверные) + 2 кроссоверных варианта.

Количество разных типов гамет будет зависеть от частоты кроссинговера или расстояния между анализируемыми генами. Расстояние между генами исчисляется в морганидах – единицах расстояния между генами, находящимися в одной хромосоме. 1 морганида соответствует 1 % кроссинговера.

Такая зависимость между расстояниями и частотой кроссинговера прослеживается только до 50 морганид.

Частота кроссинговера между определенной парой генов – довольно постоянная величина (хотя радиация, химические вещества, гормоны, лекарства влияют на нее; например, высокая температура стимулирует кроссинговер).

Пример, основанный на опытах Моргана

Рис. 2

Гены, расположенные в одной хромосоме, наследуются совместно. Фенотипы А – серое тело, нормальные крылья (повторяет материнскую форму). Б – тёмное тело, короткие крылья (повторяет отцовскую форму). В – серое тело, короткие крылья (отличается от родителей). Г – тёмное тело, нормальные крылья (отличается от родителей). В и Г получены в результате кроссинговера в мейозе. 

Если скрестить мушку дрозофилу, имеющую серое тело и нормальные крылья (на рисунке самка), с мушкой, обладающей тёмной окраской и зачаточными (короткими) крыльями (на рисунке самец), то в первом поколении гибридов все мухи будут серыми с нормальными крыльями (А). Это гетерозиготы по двум парам аллельных генов, причём ген, определяющий серую окраску брюшка, доминирует над тёмной окраской, а ген, обусловливающий развитие нормальных крыльев, – доминирует над геном недоразвитых крыльев.

При анализирующем скрещивании гибрида F1 с гомозиготной рецессивной дрозофилой (Б) подавляющее большинство потомков F2 будет сходно с родительскими формами.

Это происходит потому, что гены, отвечающие за серое тело и нормальные крылья– сцепленные гены, также как и гены, отвечающие за тёмное тело и короткие крылья, т. е. они находятся в одной хромосоме. наследование сцепленных генов называют сцепленным наследованием.

Сцепление может нарушаться. Это доказывает наличие особей В и Г на рисунке, т. е. если бы сцепление не нарушалось, то этих особей бы не существовало, однако они есть. Это происходит в результате кроссинговера, который и нарушает сцепленность этих генов.

Рис. 3

На рисунке 3 опыт Моргана отображен подробно. Несцепленное наследование: два гена находятся в разных хромосомах, гетерозигота с равной вероятностью дает четыре типа гамет:

Рис. 4

Сцепленное наследование: два гена находятся в одной хромосоме.

а) При полном сцеплении гетерозигота дает только два типа гамет.

б) При неполном сцеплении гетрозигота дает четыре типа гамет, но не с равной вероятностью. 

Рис. 5

На вышесказанном строится хромосомная теория наследственности Моргана:

1. Гены находятся в хромосомах и расположены в линейной последовательности на определенных расстояниях друг от друга.

2. Гены, расположенные в одной хромосоме, составляют группу сцепления. Число групп сцепления равно гаплоидному числу хромосом. Признаки, гены которых находятся в одной хромосоме, наследуются сцепленно (т. е. в тех же сочетаниях, в которых они были в хромосомах исходных родительских форм).

3. Новые сочетания генов, расположенных в одной паре хромосом, могут возникать в результате кроссинговера в процессе мейоза. Частота кроссинговера зависит от расстояния между генами.

4. Учитывая линейное расположение генов в хромосоме и частоту кроссинговера как показателя расстояния между генами, можно построить карты хромосом. За единицу расстояния между генами принята частота кроссинговера равная 1 % (морганида, сантиморган, сМ).

Решение задачи на определение вероятности рождения здоровый и больных детей

Источник: https://resh.edu.ru/subject/lesson/4755/main/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.