«инновационные педагогические технологии в учебно-образовательном процессе современной школы. Современные инновационные технологии в школе: плюсы и подводные камни

Содержание

Современные информационные технологии в образовании. Инновационные технологии в образовании по ФГОС

«инновационные педагогические технологии в учебно-образовательном процессе современной школы. Современные инновационные технологии в школе: плюсы и подводные камни

Современные информационные технологии в образовании позволяют повышать эффективность педагогической деятельности. В настоящее время все чаще звучат такие понятия, как «интерактивные методы и технологии», «учебные мультимедийные материалы», «инновации».

Современные реалии

Между этими терминами много общего, так как все это – новые технологии в системе образования. На современном этапе развития в отечественных учебных заведениях есть компьютеры, проекторы, интерактивные доски. Эти информационные ресурсы позволяют учителям повышать интерес к преподаваемой учебной дисциплине.

Варианты образовательных инноваций

Кавардак — это что такое: толкование, синонимы

Какие современные информационные технологии в образовании прижились больше всего? Особое место занимают их игровые варианты. Они используются педагогами не только на начальной ступени обучения, но и в старшем звене.

Артур, повесь абажур. Рифма к имени Артур

С помощью личностно ориентированного обучения в школе создаются условия, позволяющие ученикам самоопределяться в выборе будущей профессии. Данный подход реализуется в различных элективных курсах.

Канал ДНЕВНИК ПРОГРАММИСТА Жизнь программиста и интересные обзоры всего. , чтобы не пропустить новые видео.

Учебный процесс в современном образовании сложно представить без проектной и исследовательской деятельности. В рамках новых федеральных образовательных стандартов работа над собственными проектами является обязательным элементом любой учебной дисциплины.

На каждом уроке педагоги применят здоровьесберегающие технологии, суть которых состоит в сохранении физического и психического здоровья человека.

Блочно-модульная технология ориентирована на разные виды деятельности школьника, к примеру, на создание наглядных пособий, написание творческих работ, исполнение упражнений. Данная технология направлена на самообучение и самообразование школьников.

В школе учебно-воспитательный процесс направлен на систематическое изменение умственной деятельности обучающихся, внедрение в нее телекоммуникационных и автоматических систем для быстрого поиска, обработки, передачи информации на расстояние. Всему этому способствуют достижения инновационных образовательных технологий.

Икт в начальной школе

Что это, правильная призма? Вычисление диагоналей призмы. Формулы площади поверхности и объема. Пример задачи

Современные информационные технологии в образовании применяются с первого класса. С их помощью педагог может разнообразить дидактический материал, добивается полного внимания класса, вне зависимости от успеваемости школьника. К примеру, задания, которые выводятся педагогом на экран монитора, помогают сконцентрировать внимание ребенка на тех деталях, которых нет в школьном учебнике.

Современные информационные технологии в образовании играют важную роль для ребят, которые имеют серьезные проблемы с физическим здоровьем. Они получили возможность изучать различные учебные дисциплины посредством дистанционного обучения.

Преимущества ИКТ

Перечислим те положительные аспекты, которые связаны с внедрением в учебный процесс ИКТ. Современные инновационные технологии в образовании позволяют:

  • повышать мотивацию у обучающихся к познавательной деятельности (проектной работе);
  • создавать благоприятный психологический климат для каждого ребенка, снимать напряжение при общении детей с педагогом;
  • открывать творческое пространство для школьников, повышать качество ЗУН;
  • побуждать педагогов к саморазвитию и самообучению.

Инновационная деятельность учителя

На российского педагога, в частности на классного руководителя, возложен значительный объем учебной и воспитательной работы. Инновационные технологии в образовании по ФГОС обязывают педагога осуществлять свою профессиональную деятельность более разносторонне и качественно.

Хороший учитель всегда старается идти в ногу со временем. Информационные технологии в системе современного образования – это отличный помощник для педагогов. Они нужны им для осуществления документальной работы, проведения родительских собраний, классных часов. ИКТ необходимы для обобщения профессионального опыта, подготовки к выступлениям на методических и педагогических советах.

Работа с одаренными детьми

Ей отводится особое место в отечественном образовании. В каждом регионе существует специальный центр дистанционного обучения, который занимается диагностикой и сопровождением талантливых школьников.

Мониторинг осуществляется и в рамках отдельной образовательной организации. Для одаренных школьников педагоги организуют индивидуальные консультации, выстраивают для них развивающие траектории, выступают в качестве консультантов. Благодаря ИКТ ведется системная работа по подготовке девятиклассников к ОГЭ, а выпускников средней школы к единому государственному экзамену.

ИКТ нужны и директору образовательной организации. Он имеет право решать, какие именно педагогические технологии лучше всего использовать в конкретном учебном заведении, чтобы повысить качество образовательного и воспитательного процесса.

В результате складывается система научного поиска, трансляции педагогического опыта, повышения мотивации школьников к приобретению УУН.

Общеобразовательная школа

ФГОС второго поколения предполагает переход к парадигме, основывающейся на системно-деятельностном методе. Внедрение информационно-коммуникативных технологий позволяет расширять образовательные рамки по всем учебным дисциплинам в школе, включая и математику.

Благодаря новому подходу педагог уходит от однообразной образовательной среды и монотонности учебного процесса, он создает условия для смены видов деятельности школьниками, реализует здоровьесберегающие технологии в учебной и внеурочной деятельности.

Проектная деятельность

Среди требований, предъявляемых к выпускнику начальной, основной, средней школы, особое место занимает создание им проекта (коллективного либо индивидуального).

Сложно было бы представить себе подобную деятельность, если бы не существовало информационных технологий.

Педагог получает возможность работать с ребенком через интернет: “Скайп”, социальные сети – направляя и корректируя его индивидуальное исследование.

Информационную технологию можно представить:

  • как сумму приемов — область знания, которая отражает характеристики глубинных процессов педагогической работы, управление которыми дает нужную результативность и эффективность учебного и воспитательного процесса;
  • сумму методов, форм, средств передачи социального опыта, техническое оснащение процесса;
  • последовательность операций, действий, которые связаны с определенной деятельностью педагога, направлены на достижение педагогом поставленных целей

В условиях реализации в отечественном образовании учебных стандартов нового поколения наиболее актуальными становятся:

  • ИКТ;
  • технология критического мышления;
  • проектная технология;
  • развивающее обучение;
  • проблемное обучение;
  • игровые технологии;
  • предметные кейсы;
  • интегрированное обучение;
  • уровневая дифференциация;
  • групповая технология.

Подведем итоги

Инновационные технологии в образовании по ФГОС позволяют достигать основных целей модернизации образования: улучшать качество воспитания и обучения, обеспечивать формирование гармонически развитой личности, которая прекрасно ориентируется в информационном пространстве, приобщена к интернет- и коммуникационным возможностям инновационных технологий.

Благодаря ИКТ педагог решает сразу несколько важных задач. Он формирует у школьников стабильный интерес к процессу получения знаний, стремится подтолкнуть их к самообразованию. Он не просто дает детям знания, а создает условия для самостоятельного повышения своего образовательного уровня.

В последнее время все чаще возникает вопрос об использовании в средней школе информационных технологий. Под ними подразумеваются не только новые методы и формы преподавания, но и применение инновационных технических средств. Повышается и самооценка учителя, который развивает собственные профессиональные компетенции.

Педагогическое мастерство базируется на совокупности умений и знаний, которые соответствуют современному уровню развития техники и науки.

Только при условии, что сам педагог будет заинтересован в повышении своего профессионального уровня, изучении современных инновационных образовательных методик, он будет интересен школьникам.

В таком случае он станет для обучающихся настоящим наставником, сможет в полной мере выполнять социальный заказ, цели, поставленные перед отечественными образовательными учреждениями.

Источник

Источник: https://1Ku.ru/obrazovanie/53338-sovremennye-informacionnye-tehnologii-v-obrazovanii-innovacionnye-tehnologii-v-obrazovanii-po-fgos/

5 инноваций для педагога

«инновационные педагогические технологии в учебно-образовательном процессе современной школы. Современные инновационные технологии в школе: плюсы и подводные камни

Слово инновация означает «новшество», «нововведение», «обновление». Оно применимо к любой сфере: к науке, медицине, образованию. В странах Западной Европы понятие «педагогическая инновация» исследуется с конца 50-х годов, в России общественность начала проявлять к ним интерес в начале 90-ых.

Современное образование не удовлетворяет запросы информационного общества. Школы не развивают базовые компетентности, не учат школьников учиться и делать открытия. Система до сих пор сосредоточена на том, чтобы «передавать» знания, а не учить их искать.

Это формирует потребность в реформации образовании, перехода к новой системе, активному внедрению педагогических инноваций.

Педагогическая инновация: суть и цели

Педагогическая инновация – это процесс разработки, внедрения, тестирования и оценки новшеств в сфере образования, которые помогают эффективно достигать поставленных целей.

Инновации и цели тесно связанны между собой: образовательный процесс со временем меняется, рынок труда предъявляет новые требования к будущим работникам, и обучение трансформируется, подстраивается под новые цели, для достижения которых нужны новые педагогические методики, приёмы и способы.

Главный критерий инновации – это её новизна и актуальность.

Нововведения в образовании помогают достигнуть таких целей:

  • Гуманизации, демократизации образовательного процесса;
  • Интенсификации познавательной деятельности обучающихся;
  • Повышении эффективности организации учебной и воспитательной работы;
  • Видоизменения учебного материала с точки зрения методики и дидактики.

Реализовать поставленные цели помогают новые подходы, которые активно внедряются в педагогический процесс. Они являются основой для разработки новых методов и приёмов работы в учебных заведениях.

Инновационные подходы в современном образовании

Подход в обучении – это базовый принцип, совокупность требований и целей, который является основой для новых технологий.

Требование современного образования состоит не в том, чтобы дать ученикам как можно больший объем знаний, а в том, чтобы научить их учиться самостоятельно, не только знать, но и уметь оперировать полученной информацией.

В основе педагогических инноваций лежат два ключевых подхода:

  • Личностно-ориентированный подход подразумевает ориентирование образовательного процесса на личность каждого ученика/студента. Современная педагогика должна учитывать уникальный опыт и характер каждого учащегося, развивать его индивидуальность и таланты. Реализация этого подхода включает в себя опору на принципы выбора (учащиеся могут выбирать направления, которыми они хотят заниматься), доверия (отсутствие авторитарного давления со стороны преподавателей), творчества и успеха, субъективности, индивидуальности;
  • Компетентностный подход – новый для российской школы. Он акцентирует внимание на результате обучения, при этом результат – это не совокупность знаний, а комплекс умений, способность учащегося решать проблемы, конфликты, действовать в разных ситуациях.

Не так важно, сколько ученик знает. Более важно его умение реагировать на изменения, проявлять гибкость, управлять эмоциями и уметь выбрать нужную информацию. Эта инновация требует кардинального пересмотра системы образования, реформирования принципов оценивания и организации обучения.

Основываясь на этих подходах, педагоги и методисты разрабатывают инновационные педагогические технологии – совокупности методик, способов и методов передачи знаний и оценивания, которые внедряются в образовательные учреждения.

Новые педагогические технологии в системе образования

Современная педагогика предлагает такие инновационные педагогические технологии.

Проектная работа

Проектная работа – это вид деятельности, который помогает развивать творческие способности учеников, формировать в них навыки работы в коллективе.

Цель проектов – актуализировать и использовать на практике, расширить и углубить полученные знания.

Работа над проектом может происходить индивидуально, в парах или в микрогруппах, она подразумевает решение какой-то проблемы, поиск оптимальных решений.

В школах активно используют интеграцию дисциплин в проектах, например, предлагают учащимся исследовать междисциплинарные связи языка и литературы, математики и химии, истории и биологии.

Эта инновация формирует и развивает комплексное мышление, умение анализировать, устанавливать связи и создавать новые идеи, видеть целостную картину мира.

Игровое технологии

Игровые выполняют несколько функций: развлекательную, терапевтическую, диагностическую, социальную. Во время игры ученики занимаются свободной развивающей деятельностью, получая удовольствие и эффект не только от результата, но и от процесса.

В образовательном процессе игра используется в качестве элемента более широкой технологии, части урока или внеклассной работы. Педагогическая игра имеет чётко сформулированную цель, которая подаётся в форме игровой задачи, все участники игры подчиняются заранее подготовленным и озвученным правилам.

Дистанционное обучение

Дистанционное обучение – инновация, которая активно внедряется в европейских странах и США. На специально разработанных площадках создаются курсы, в которые входят циклы лекций, задания, расписание очных консультаций с преподаванием. Учащиеся самостоятельно организовывают время и дисциплинируют себя на самообучение.

Существует несколько площадок, на которых школы и университеты предлагают разные курсы в свободном доступе («Универсариум», «Лекториум», из зарубежных – «Сoursera»). Школы и университеты разрабатывают собственные информационные ресурсы, которые помогают учащимся и учителям взаимодействовать и обмениваться опытом вне стен образовательных учреждений.

Интерактивные технологии

Интерактивные технологии – это методы, которые помогают поменяться местами учителям и ученикам. Взаимодействуя в группах, работая над информацией, учащиеся открывают для себя новые возможности самообучения. Это целый комплекс методов и приёмов работы, направленных на создание деятельности, в процессе которой учащиеся взаимодействуют друг с другом, работают над решением общей задачи.

Интерактивные технологии реализуются через проведение в школах семинаров, диспутов, проблемных лекций, дискуссий, на которых учащиеся могут представить свои мысли, учиться аргументировать свое мнение.

Портфолио

Портфолио помогает оценить динамику результатов обучения. С его помощью можно визуализировать учебные достижения и открытия.

Эта инновация реализуется через такие способы накопления информации: электронные портфолио, «папки достижений», «дневники роста».

В них фиксируются все наработки, проекты, собираются материалы, которые подтверждают участие в проектах, дискуссиях, результаты творческой деятельности.



Перечисленные технологии используют комплексно, учитывая основные подходы. Выбирая технологию, метод и прием работы, педагоги учитывают личностные характеристики учащихся, их наклонности и потребности.

Источник: https://viafuture.ru/katalog-idej/innovatsionnye-pedagogicheskie-tehnologii

Применение инновационных технологий в образовательном процессе

«инновационные педагогические технологии в учебно-образовательном процессе современной школы. Современные инновационные технологии в школе: плюсы и подводные камни

Стремительное развитие общества диктует необходимость изменений в технологиях и методиках учебного процесса. Выпускники образовательных заведений должны быть готовы к тенденциям изменчивой современности. Поэтому внедрение технологий, направленных на индивидуальный подход, мобильность и дистанционность в образовании, представляется необходимым и неизбежным.

Что такое «инновационная технология»

Слово «инновация» имеет латинское происхождение. «Novatio» означает «обновление», «изменение», а «in» переводится как «в направлении». Буквально «innovatio» — «в направлении изменений». Причем это не любое новшество, а после применения которого происходят значительные улучшения эффективности, качества деятельности.

Под технологией (греч. techne «искусство», «мастерство», logos «слово», «знание» – наука об искусстве) понимается совокупность методов и процессов, применяемых в каком-либо деле или в производстве чего-либо.

Любое нововведение находит свою реализацию через технологию. Таким образом, инновационная технология — это методика и процесс создания чего-либо нового или усовершенствования уже существующего с целью обеспечения прогресса и повышения эффективности в различных сферах деятельности человечества.

Инновационные образовательные технологии

Используемые методы работают не так эффективно применительно к новому поколению учеников. Стандартизированное обучение не учитывает индивидуальных качеств ребенка и необходимости творческого роста.

Несмотря на ряд проблем, которые не решаются старыми способами, есть затруднения с введением новшеств. Учитель должен понимать, что введение инновационных методов помогает не только его воспитанникам эффективнее усваивать материал, развивает их творческий потенциал. Но это также помогает педагогу реализовывать собственный интеллектуальный и творческий потенциал.

Виды педагогических инноваций

В школьном образовании применяются самые разнообразные педагогические инновационные методики. В выборе огромную роль играет профильная направленность учебного заведения, его традиции и стандарты.

Наиболее распространенные новшества в процессе образования:

  • информационно-коммуникационные технологии (ИКТ);
  • личностно-ориентированное обучение;
  • проектная и исследовательская деятельность;
  • игровые технологии.

ИКТ

Подразумевает интеграцию преподавания дисциплин с информатикой, а также компьютеризацию оценивания и коммуникации в целом. Компьютер может использоваться на любых этапах учебного процесса.

Школьники обучаются работе с основными программами, изучают материал благодаря электронным учебникам и пособиям. С помощью компьютера и проектора преподаватель излагает материал. Презентации, диаграммы, аудио- и видеофайлы благодаря наглядности способствуют лучшему усвоению темы.

Самостоятельное создание слайдов, схем, карт памяти помогает структурировать знания, что также помогает в запоминании.

Наличие компьютера, интернета и специальных программ делает возможным дистанционное преподавание, онлайн-экскурсии, конференции и консультации.

В конце изучения темы в качестве контроля могут быть использованы тесты на компьютере.

Школы используют систему электронных журналов, в которых можно отследить результаты отдельного ребенка, класса или же успеваемость по конкретному предмету.

Входят в обиход и электронныедневники, где выставляются оценки и фиксируются домашние задания. Так что родители могут узнать баллы ребенка и наличие заданий.

Важно научить школьников правильно использовать интернет, поисковые системы и социальные сети. При грамотном подходе они становятся неисчерпаемым источником информации и способом коммуникации школьников с учителем и между собой.

Популярность набирает создание педагогом собственного сайта. Благодаря ему можно делиться интересными книгами, пособиями, статьями, обучающими видео и аудио, удаленно отвечать на вопросы учеников. Может использоваться при разработке группового проекта: участники делятся друг с другом и куратором наработками, результатами и решают возникающие проблемы.

Личностно-ориентированное обучение

В этом случае главным действующим лицом в обучении признается ребенок. Целью является развитие личности школьника с учетом его индивидуальных качеств. Соответственно, не учащиеся подстраиваются под образовательную систему и стиль педагога, а учитель, используя свои умения и знания, организовывает обучение согласно особенностям класса.

Здесь необходимо знание учителем психологических, эмоциональных и познавательных особенностей ученического коллектива. Исходя из этого, он формирует планы занятий, подбирает методы и способы изложения материала. Важно суметь пробудить интерес ученика к излагаемому материалу и работать коллективно, выступая не столько лидером, сколько партнером и советчиком.

При желании учебного заведения возможна дифференциация учащихся. Например, комплектование класса по определенному признаку в результате тестирования; дальнейшее разделение согласно заинтересованности; введение профильных классов в старшей школе.

Проектная и исследовательская деятельность

Главной целью является развитие способности самостоятельного, творческого поиска данных, постановки и решения задач, задействования информации из разных сфер знаний. Задача преподавателя заключается в пробуждении интереса к поисковой деятельности и создание условий для ее реализации.

При работе над групповым проектом повышаются и навыки работы в команде, коммуникации, умения прислушиваться к чужому мнению, критиковать и принимать критику.

Применение этой технологии в школе развивает способности познавать мир, анализировать факты, делать выводы. Это основа и помощь при поступлении в высшее учебное заведение и работе над дипломными и магистерскими диссертациями.

Игровые технологии

Ценность игровой технологии заключается в том, что, являясь по своей сути отдыхом, она выполняет образовательную функцию, стимулирует творческую реализацию и самовыражение. Конечно, наиболее она применима в младшей группе школьников, поскольку соответствует их возрастным требованиям. Использовать ее необходимо дозировано.

По желанию учителя весь урок можно провести в игровой форме: конкурс, викторина, КВН, постановка сценок из произведения. Возможно использование игровых элементов и на любом этапе занятия: в начале, в середине или в конце в качестве опроса. Правильно организованная игра стимулирует память школьников, заинтересованность, а также преодолевает пассивность.

Изменения в образовательной сфере необходимы и неизбежны. И стоит заметить, что в большинстве своем ученики с радостью принимают что-то новое, интересное, необыденное. Они готовы и способны к восприятию. Последнее слово — за педагогами.

Много полезных материалов с использованием инновационных технологий представлены в разделе «Публикации». Вы можете черпать из работ коллег интересные приемы и идеи.

Источник: https://stranatalantov.com/news/primenenie-innovaczionnyix-texnologij-v-obrazovatelnom-proczesse/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.