Исследование центрального зрения у детей. Центральное зрение и методы его определения

Содержание

Центральное зрение. Определение, методы исследования, возможные патологии – читайте на сайте «Московская офтальмология»

Исследование центрального зрения у детей. Центральное зрение и методы его определения

Центральное зрение позволяет получить четкую картинку центральной области изображения. Эта функция глаза отличается наиболее высоким разрешением и отвечает за понятие остроты зрения.

Острота зрения определяется путем измерение расстояния между двумя точками, которые глаз способен различить как два различных объекта. Показатель этот напрямую зависит от индивидуальных параметров строения оптической системы, а также световоспринимающего аппарата глазного яблока. Угол, который образуется в результате соединения крайних точек и узловой точки имеет название угла зрения.

Снижение остроты зрения может происходить по разным причинам. Среди ниж можно выделить три больших группы:

1. Патология, связанная с аномалией рефракции, является наиболее обширной группой. Она включает астигматизм, гиперметропию, миопию. При этом восстановить остроту зрения помогает использование контактных линз или специальных стекол.2.

Вторая причина снижения остроты зрения включает помутнение сред глазного яблока, которые в норме беспрепятственно пропускают лучи света.

3.

Третья группа объединяет в себе различные патологии зрительного нерва и сетчатой оболочки, а также высших центров зрения и проводящих путей.

Следует отметить, что в течение жизни острота зрения претерпевает физиологические изменения. Так, максимума острота зрения достигает к 5-15 года, а в дальнейшем отмечается постепенное ее снижение вплоть до 40-50 лет.

Методы диагностики центрального зрения

Для определения остроты зрения у пациента врач проводит визометрию. При нормальном показателе остроты зрения понимают состояние, при котором человек способен различить две точки, которые вместе с узловой образуют один градус.

Для удобства оптики используют для измерения остроты зрения не угол, образованный точками, а обратное значение. То есть в практике применяют относительные единицы. Нормальная величина составляет показатель, который получается при расстоянии между точками в один градус.

Другими словами можно сказать, что чем меньше угол между точками, тем выше острота зрения, и наоборот. На основании этих параметров разработаны таблицы, которыми пользуются в практической офтальмологии для определения остроты зрения.

Таблицы бывают различных типов, но в основе всех лежит определенный набор оптотипов (тест-объектов).

В практике оптиков и офтальмологов имеются понятия минимально различимого, видимого и узнаваемого. Пациент при визометрии должен видеть сам оптотип, различать детали оптотипа и узнавать картинку (букву, знак и т.д.).

Оптотипы проецируют на экран или на дисплей. В качетсве оптотипом могут выступать буквы, рисунки, цифры, полосы, круги.

Каждый оптотип имеет определенное строение, которое позволяет различить детали (толщина линий, промежутки) с определенного расстояния под углом 1 минута, а весь оптотип – 5 минут.

Международным оптотипом считается кольцо Ландольта, которое имеет перерыв определенного размера. В России чаще всего используют таблицы с оптотипами Сивцева-Головина, которые представлены буквами алфавита. В каждой таблице имеется 12 рядов с оптотипами различного размера. При этом в одном ряду размер оптотипов одинаковый.

От верхнего ряда к нижнему происходит равномерное постепенное уменьшение размера. В первых десяти рядах шаг составляет 0,1 единиц, которыми измеряют остроту зрения. Последние два ряда различаются еще на 0,5 единиц.

Следовательно, если пациент может различить пятый ряд, то острота его зрения составляет 0,5 диоптрий, десятый – 1 диоптрию.

Для того, чтобы точно определить остроту зрения с использованием таблиц Сивцева-Головина, следует разместить пациента на расстоянии пяти метров, при этом нижний край таблицы должен находится выше пола на 1,2 метра. При нормальном зрении пациент с расстояния пяти метров может различить оптотипы 10 ряда.

ТО есть его острота зрения равняется 1,0. Каждый ряд заканчивается символом, который отображает остроту зрения, то есть на 10 ряду стоит 1,0. Слева от оптотипов имеются другие символы, которые обозначают расстояние, с которого можно прочитать оптотипы, имея зрение 1,0.

Так слева от оптотипов первого ряда имеется значение 50 метров.

Чтобы определить остроту зрения врач использует формулу Сиеллена-Дойдерса, в которой зрение определяется как отношение расстояния, с которого пациент может определить оптотипы таблицы и расстояния, с которого он должен видеть этот ряд в норме.

Чтобы определить остроту зрения в кабинете нестандартного размера, то есть, если пациент располагается от таблицы на расстоянии, меньшем, чем 5 метров, достаточно подставить данные в формулу. Так, при расстоянии от таблицы до пациента в 4 м, если пациент может прочитать только пятый ряд таблицы, его острота зрения составит 4/10, то есть 0,4.

У некоторых людей острота зрения превышает стандартные значения и составляет 2,0 и 1,5, а также более. Они могут без труда различить символы 11 и 12 строк таблицы с расстояния 5 метров. Если же пациент не может прочитать даже первый ряд, то следует постепенно снижать расстояние до таблицы до тез пор, пока оптотипы первого ряда ни станут различимы.

Сходство толщины пальцев с линиями оптотипов первой строки позволяет применять ориентировочное определение остроты зрения путем демонстрации раздвинутых пальцев доктора. При этом пальцы желательно демонстрировать на темном фоне. Например, при остроте зрения менее 0,01, пациент может посчитать пальцы с расстояния 10 см.

Иногда пациент не может считать пальцы, но может видеть движения руки непосредственно у лица. При минимальном зрении имеется светоощущение, которое может быть с правильной или неправильной светопроекцией. Светопроекцию можно определить путем направление непосредственно в глазное яблоко лучей от офтальмоскопа под различными углами.

Если светоощущение полностью отсутствует, то острота зрения определяется как нулевая, а глаз считается слепым.

Чтобы определить остроту зрения детей используют таблицы Орловой. В них оптотипы представлены рисунками, на которых изображены животные или другие предметы. Прежде чем начинать исследование, следует подвести ребенка к таблице и позволить изучить все представленные оптотипы, чтобы потом ему проще было их различать.

Если зрение ниже 0,1, то для его диагностики применяют оптотипы Поляка. Они представлены штриховыми текстами или кольцами Ландольта. Их демонстрируют с близкого расстояния, чтобы определить соответствующую остроту зрения.

Их также используют в медико-социальной экспертизе и в военно-врачебной комиссии, которые проводят для определения годности к службе или же во время присвоения группы инвалидности.
Объективными методами определения остроты зрения пациентов являются исследования, которые основаны на оптоклистическом нистагме.

При помощи специальных приборов пациенту демонстрируют специальные двигающиеся объекты (шахматная доска, полосы). При наименьшей величине объекта, которая провоцирует непроизвольный нистагм, определяют остроту зрения.

Правила исследования центрального зрения

Чтобы достоверно определить остроту зрения во время обследования, следует соблюдать ряд важных принципов:

1. Определять зрение необходимо раздельно для каждого глаза, то есть монокулярно. Начинают исследование обычно с правого глаза.
2. Во время исследования оба глаза нужно держать открытыми, при этом свободный глаз заслоняют специальным щитком (иногда ладонью).

Важно, чтобы не было воздействия на веки глаза, и была исключена возможность намеренного или непреднамеренного участия свободного глаза в исследовании. Также сбоку в глазную щель не должен попадать свет.3. Исследование нужно проводить в условиях правильного положения головы, взора и век.

Нельзя склонять голову к какому-либо плечу, поворачивать ее или наклонять кпереди и кзади. Также не допускается прищуриваться, так как в случае миопии могут быть улучшены результаты.4. Временной фактор также важно учитывать при обследовании.

Во время обычно клинической работы время экспозиции должно составлять 2-3 секунды, а при контрольных и экспериментальных исследованиях – 4-5 секунд.5. Оптотипы в таблицы нужно демонстрировать при помощи указки, которую ставят непосредственно под требуемым оптотипом (на небольшом от него расстоянии).

6.

Начинать обследование следует с десятого ряда, при этом оптотипы желательно демонстрировать не последовательно, а в разбивку. Если острота зрения заведомо ниже, то следует начинать обследование с верхнего ряда, чтобы постепенно дойти до необходимого размера оптотипов.

Окончательно остроту зрения оценивают на основании ряда, в котором пациент смог назвать верно все предложенные оптотипы. При этом одна ошибка допускается в 3-6 рядах, а в 7-10 рядах можно сделать две ошибки. Все эти ошибки следует регистрировать в записи врача.

Вблизи для определения остроты зрения можно использовать специальную таблицу, которую размещают на расстоянии 33 см от пациента. Если пациент не видит даже верхний ряд, то его острота зрения менее 0,1.

Для дальнейшего исследования производят уменьшение расстояния до тех пор, пока пациент ни увидит оптотипы первого ряда.

В ряде случаев используют разрезные таблицы, при этом отдельные оптотипы первого ряда постепенно приближают к пациенту для определения остроты зрения.

Источник: https://mosglaz.ru/blog/item/1278-tsentralnoe-zrenie.html

Центральное зрение

Исследование центрального зрения у детей. Центральное зрение и методы его определения

Центральным зрением следует считатьцентральный участок видимого пространства. Эта функция отражает способность глаза к восприятию мелких предметов или их деталей. Это зрение является наиболее высоким и характеризуется понятием «острота зрения».

Зрительные функции человека представляют собой восприятие светочувствительными клетками сетчатки глаза внешнего мира посредством улавливания отраженного или излучаемого объектами света в диапазоне волн от 380 до 760 нанометров (нм).

Как же осуществляется акт зрения?

Лучи света проходят через роговую оболочку, влагу передней камеры, хрусталик, стекловидное тело и достигают сетчатки.

Роговая оболочка и хрусталик не просто пропускают свет, но и преломляют его лучи, действуя как биологические линзы.

Это позволяет собирать лучи в сходящийся пучок и направлять на сетчатую оболочку так, что на ней получается действительное, но инвертированное (перевернутое) изображение предметов.

Центральное зрение обеспечивает максимальную остроту зрения и цветоразличительную чувствительность.

Это объясняется изменением плотности расположения нейроэлементов и особенностью передачи импульса. Импульс от каждой колбочки центральной ямки проходит по отдельным нервным волокнам через все отделы зрительного пути, что обеспечивает четкое восприятие каждой точки предмета. 

Поэтому при рассматривании какого-либо предмета глаза человека рефлекторно устанавливаются таким образом, что изображение этого предмета (или его часть) проецируется на фовеа, которая диаметром всего 0,3 мм и содержит исключительно колбочки. Концентрация колбочек в этой зоне достигает 140,000, а на удалении всего в 2-3 мм уже 4,000-5,000, поэтому по мере удаления от центра острота зрения резко снижается

Острота зрения

Центральное зрение измеряется остротой зрения. Исследование остроты зрения очень важно для суждения о состоянии зрительного аппарата человека, о динамике патологического процесса.

Под остротой зрения (Visus или Vis) понимается способность глаза различать раздельно две точки в пространстве, находящиеся на определенном расстоянии от глаза, которая зависит от состояния оптической системы и световоспринимающего аппарата глаза.

Острота зрения это величина обратная предельному (минимальному) углу разрешения (выраженному в минутах), под которым два объекта видны раздельно. 

Условно принято считать, что глаз с нормальной остротой зрения способен увидеть раздельно две далёкие точки, если угловое расстояние между ними равно одной угловой минуте (1/60 градуса). При расстоянии 5 метров это соответствует 1,45 миллиметра.

Угол зрения – угол, образованный крайними точками рассматриваемого объекта и узловой точкой глаза.

Узловая точка – точкая оптической системы, через которую лучи проходят не преломляясь (находятся у заднего полюса хрусталика). Глаз только в том случае видит раздельно две точки, если их изображение на сетчатки не меньше дуги в 1’, т. е. угол зрения должен быть не меньше одной минуты.

Эта величина угла зрения принята за интернациональную единицу остроты зрения. Такому углу на сетчатке соответствует линейная величина в 0,004 мм, приблизительно равная поперечнику одной колбочки в центральной ямке желтого пятна.

Для раздельного восприятия двух точек глазом, оптически правильно устроенным, необходимо чтобы на сетчатке между изображениями этих точек существовал промежуток не менее чем в одну колбочку, которая не раздражается совсем и находится в покое. Если же изображения точек упадут на смежные колбочки, то эти изображения сольются и раздельного восприятия не получится.

Острота зрения одного глаза, могущего воспринимать раздельно точки, дающие на сетчатке изображения под углом в одну минуту, считается нормальной остротой зрения, равной единице (1,0). Есть люди, у которых острота зрения выше этой величины и равна 1,5-2,0 единицам и больше.

При остроте зрения выше единицы минимальный угол зрения меньше одной минуты. Самая высокая острота зрения обеспечивается центральной ямкой сетчатки. Уже на расстоянии от нее на 10 градусов острота зрения в 5 раз меньше.

Рекорд:

В октябре 1972 года Университет Штутгарта (Западная Германия) сообщил об уникальном случае остроты зрения, а именно о рекорде. Одна из студенток Вероника Сейдер (1951 года рождения) продемонстрировала остроту зрения в 20 раз превышающую среднее зрение человека. Она смогла узнать человека (идентифицировать по лицу) с расстояния больше 1 600 метров.

Классификация

Острота зрения лежит в основе форменного зрения и обеспечивает обнаружение предмета, различение его деталей и, в конечном счете, его опознание. 

Различают три меры остроты зрения:

  1. Наименьшее видимое (minimum visibile) – это величина черного предмета, который начинает различаться на равномерно белом фоне и наоборот. 
  2. Наименьшее разделяемое (minimum separabile) – расстояние на которое должны быть удалены два предмета, чтобы глаз воспринял их как раздельные. 
  3. Наименьшее узнаваемое (minimum cognoscibile)

Методы исследования центрального зрения:

  • Использование специальных таблиц Головина-Сивцева – оптотипов – содержат 12 рядов специально подобранных знаков (цифр, букв, незамкнутых колец, картинок) разной величины.  Все оптотипы можно условно разделить на две группы – определяющие minimum separabile (Кольца Ландольта и тест Е) и определяющие minimum cognoscibile.Все применяемые таблицы сконструированы по принципу Снеллена, предложенного им в 1862 году – “оптотипы должны чертиться с тем рассчетом, чтобы каждый знак, безразлично будет ли это цифра, буква или какие-нибудь значки для неграмотных, имел детали различимые под углом зрения в 1', а весь знак был бы различим под углом зрения в 5' “.Таблица рассчитана на исследование остроты зрения с расстояния 5 м.  Если острота зрения иная, то определяют в каком ряду таблицы обследуемый различает знаки. При этом остроту зрения вычисляют по формуле Снеллена: Visus = d / D, где d – расстояние, с которого производится исследование, D – расстояние, с которого нормальный глаз различает знаки этого ряда (проставлено в каждом ряду слева от оптотипов). Например, обследуемый с расстояния 5 м читает первый ряд, нормальный глаз различает знаки этого ряда с 50 м, значит Visus = 5/50 = 0,1. В построении таблицы использована десятичная система: при прочтении каждой последующей строчки острота зрения увеличивается на 0,1 (кроме последних двух строчек). Если острота зрения обследуемого меньше 0,1, то определяют расстояние, с которого он разливает оптотипы первого ряда, а затем рассчитывают остроту зрения по формуле Снеллена. Если острота зрения обследуемого ниже 0,005, то для ее характеристики указывают, с какого расстояния он считаем пальцы. Например, Visus = счет пальцев на 10 см. Когда же зрение так мало, что глаз не различает предметов, а воспринимает только свет, остроту зрения считают равной светоощущению: Visus = 1/¥ с правильной (proectia lucis certa) или с неправильной (proectia lucis incerta) светопроекцией. Светопроекцию определяют путем направления в глаз с разных сторон луча света от офтальмоскопа. При отсутствии светоощущения острота зрения равна нулю (Visus = 0) и глаз считается слепым.
  • Объективный способ определения остроты зрения, основанный на оптокинетическом нистагме – с помощью специальных аппаратов обследуемому демонстрируют движущиеся объекты в виде полос или шахматной доски. Наименьшая величина объекта, вызвавшая непроизвольный нистагм и соответствует остроте зрения исследуемого глаза.

У грудных детей остроту зрения определяют ориентировочно путем определения фиксации глазом ребенка крупных и ярких предметов или используют объективные методы.

 Для определения остроты зрения у детей служат детские таблицы, принцип построения которых такой же, как и для взрослых. Показ картинок или знаков начинают с верхних строчек.

При проверки остроты зрения детям школьного возраста, также как и взрослым, буквы в таблице Сивцева и Головина показывают, начиная с самых нижних строк.

При оценке остроты зрения у детей надо помнить о возрастной динамике центрального зрения. В 3 года острота зрения равна 0,6-0,9, к 5 годам – у большинства 0,8-1,0.

 В России довольно широкое распространение получили таблицы П.Г. Алейниковой, Е.М. Орловой с картинками и таблицы с оптотипами кольцами Ландольта и Пфлюгера.

При исследовании зрения у детей от врача требуется большое терпение, повторное или многократное исследование.

Приспособления для исследования остроты зрения:

  • Печатные таблицы
  • Проекторы знаков
  • Транспарантные аппараты
  • Таблицы одиночных оптотипов
  • Мониторы

© 2013–2020, Eyes for me!

Источник: https://eyesfor.me/home/anatomy-of-the-eye/retina/central-vision.html

Диагностика зрения у детей

Исследование центрального зрения у детей. Центральное зрение и методы его определения

Заболевания органа зрения диагностируются у людей все чаще. Статистические данные указывают на тенденцию к увеличению развития этих патологий в детском возрасте.

Орган зрения человека развивается до 16 лет. Наиболее активный период формирования структур глаза — до 7-8 лет, но развитие продолжается и в подростковом периоде.

Специалист Московской Глазной Клиники Миронова Ирина Сергеевна раскрывает актуальную в наше время тему про диагностику зрения  у детей.

Актуальность

Когда следует посещать офтальмолога и проводить диагностику зрения детям?

Методы диагностики

Актуальность

Заболевания органа зрения диагностируются у людей все чаще. Статистические данные указывают на тенденцию к увеличению развития этих патологий в детском возрасте.

Орган зрения человека развивается до 16 лет. Наиболее активный период формирования структур глаза — до 7-8 лет, но развитие продолжается и в подростковом периоде.

В этом возрасте на глаза ребенка влияют многие негативные факторы:

  • Длительное пребывание перед монитором компьютера или экраном телевизора;
  • Чрезмерные зрительные нагрузки;
  • Несоблюдение режима труда и отдыха;
  • Чтение или работа с гаджетами в неправильной позе;
  • Неблагоприятное экологическое окружение;
  • Травмы глаз;
  • Отягощенная наследственность.

Именно в детский и подростковый период важно следить за состоянием и развитием органа зрения. Многие заболевания, лечение которых затрудненно и малоэффективно в зрелом и пожилом возрасте легко корректируется у детей.

Выявление заболеваний со стороны зрительного анализатора у детей отягощено тем, что дети редко сами жалуются на ухудшение зрения, а многие патологии в начальных стадиях могут протекать скрыто и бессимптомно. При отсутствии диагностики и эффективного лечения патологии прогрессируют. Качество зрения постепенно ухудшается.

Определенные заболевания глаз проявляются неспецифическими симптомами. Например, нарушения аккомодации (фокусировки на предметах) могут проявляться непоседливостью и неуспеваемостью в школе. В процессе фокусирования взгляда на картинке или тексте ребенок чувствует напряжение, дискомфорт и переключает свое внимание на другие вещи.

Только регулярное посещение офтальмолога и периодическое проведение комплексной диагностики позволяет выявить потенциальные угрозы нарушения зрения у ребенка, оценить полную картину состояния зрительной системы, диагностировать заболевания еще на ранних этапах развития, подобрать наиболее эффективную лечебную и профилактическую тактику.

Своевременная диагностика зрения у детей и проведение профилактических мероприятий снижают риск развития заболеваний, способствуют правильному формированию структур глаза, улучшают качество жизни ребенка.

Регулярное посещение офтальмолога позволяет предотвратить появление и прогрессирование таких серьезных заболеваний, как косоглазие, амблиопия, близорукость, дальнозоркость и др.

Зрительная система ребенка активно реагирует не только на негативные факторы, но и на лечебные мероприятия.

Когда следует посещать офтальмолога и проводить диагностику зрения детям?

Целесообразно проводить диагностику и консультацию офтальмолога:

  • В 1 месяц жизни ребенка;
  • Через 6-12 месяцев после рождения;
  • В 3-летнем возрасте;
  • В период начала посещения школы (6-7 лет);
  • В 3, 5, 9 и 11 классах.

Первый офтальмологический осмотр у ребенка проводиться в послеродовом периоде в роддоме.

Врач оценивает наличие или отсутствие врожденных патологий со стороны зрительной системы (врожденная катаракта, воспалительные процессы зрительного нерва (неврит), микрофтальм, гирофтальм, опухолевидные образования сетчатки, глаукома и др.).

Также определяется подвижность глаз, положение глаз, слежение за предметами, состояние глазного дна и прозрачность преломляющих сред. Общий осмотр глаз позволяет выявить частую патологию — дакриоцистит новорожденных.

В роддоме обязательно и тщательно осматриваются недоношенные дети (родившиеся до 37 недели беременности), т.к. риск выявления патологии органов зрения выше (ретинопатия недоношенных или сосудистопролиферативное заболевание сетчатки, атрофия зрительного нерва, врожденная миопия и др.).

В 6-12 месяцев офтальмолог определяет рефракцию глаз для ранней диагностики дальнозоркости, близорукости или астигматизма. Также исследуется взаимное положение и движение глаз с целью диагностики косоглазия.

В 3-х летнем возрасте офтальмолог может впервые определить остроту зрения ребенка.

Отсутствие заболеваний со стороны зрительной системы не повод для отказа от регулярной диагностики зрения. В определенные периоды нужно проходить комплексную диагностику и консультацию офтальмолога, т.к. увеличивается риск появления заболеваний со стертыми клиническими проявлениями на раннем этапе развития.

Если у ребенка уже диагностировано заболевание органов зрения, частота осмотров у офтальмолога — 1 раз в год или полгода (зависит от рекомендаций лечащего врача, характера и степени тяжести заболевания).

При обнаружении любых симптомов поражения зрения не следует дожидаться планового осмотра.

Такими проявлениями могут быть:

  • Затуманенный или «пустой» взгляд ребенка;
  • Стойкое отклонение оси одного или двух глаз;
  • Ребенок не может сфокусировать и фиксировать взгляд;
  • Ребенок не узнает родных и близких (в ранние периоды – не узнает лицо матери);
  • Прищуривается;
  • Трет глаза;
  • Жалобы на головные боли во время чтения;
  • Быстрое утомление во время учебы;
  • Птоз (патологическое опущение верхнего века);
  • Нистагм (патологические частые непроизвольные колебательные движения глазного яблока).

Целесообразно незамедлительно обратиться за медицинской помощью к офтальмологу и пройти комплекс диагностических мероприятий.

Методы диагностики

Во время комплексного обследования зрения у ребенка важно исследовать все его аспекты, чтобы вовремя выявить даже незначительные патологические изменения и подобрать эффективное лечение.

Для проведения диагностики наша клиника предлагает своим пациентам целый комплекс современных аппаратов и методик, позволяющих гарантированно в кратчайшие сроки добиться наилучших результатов.

Измерение остроты зрения

Для исследования остроты зрения у детей дошкольного возраста используют таблицы Орловой или Олейниковой. На них изображены знакомые детям силуэты (самолет, машинка, животные и др.) различного размера. Перед исследованием необходимо убедиться, что все изображения знакомы ребенку.

Ребенка располагают на определенном расстоянии от таблицы, которая хорошо освещена, и просят поочередно закрыть один глаз, потом другой.

Начиная с нижнего ряда таблицы, врач указывает на силуэт и просит ребенка назвать его. Если ребенок затрудняется, то врач указывает на силуэт из другого ряд, где изображения больше. Таким образом, определяется центральное зрение или острота зрения у детей.

Визометрия у детей школьного возраста и подростков исследуется при помощи таблиц Сивцева – Головина, на которых изображены буквы.

Измерение рефракции

Существуют субъективные и объективные методы.

Субъективные чаще используют при обследовании детей школьного и подросткового возраста. Обследование проводится путем подбора коррегирующих линз различной кривизны, которые дают наилучшую остроту зрения.

Объективные методы могут использоваться для исследования рефракционной способности глаз у новорожденных и детей дошкольного возраста. Исследование проводят посредством:

  • Скиаскопии — методика, основанная на наблюдении за передвижением теней в области зрачка в момент освещения глаза световым пучком фонарика или отраженным от зеркала.
  • Офтальмометрии — исследование передней кривизны роговицы, которое осуществляется с помощью офтальмологического прибора — кератометра.
  • Авторефрактометрии — исследование рефракционной способности глаза посредством специального оборудования. Такой офтальмологический аппарат излучает пучок инфракрасного света, который проходя через зрачок попадает на поверхность сетчатки. После прохождения через оптические среды глаза, он преломляется, отражается от глазного дна и возвращается назад. Аппарат автоматически высчитывает рефрактерную способность глаза и выявляет отклонения.

Осмотр глазного дна с расширенным зрачком

Предварительно в конъюнктиву глаза закапывают фармакологический препарат, который обеспечивает стойкое продолжительное расширение зрачка. Это необходимо для того, чтобы офтальмолог мог тщательно визуально осмотреть глазное дно. Применяются капли атропина, «Фенилэфрин», «Ирифрин». После этого посредством использования дополнительной аппаратуры врач осматривает глазное дно.

Периметрия

Во время этой диагностики исследуются периферическое зрение и поля зрения.

Определение резерва аккомодации

Исследуется способность глаза к фокусировке на предметах, расположенных вдали и вблизи. Нередко диагностируется дальнозоркость и близорукость. При ранней диагностике отклонений в резерве аккомодаций, откорректировать этот показатель можно посредством тренировок запаса аккомодации.

Исследование бинокулярных функций

Определяется способность зрительной системы к восприятию и формированию стереоскопического (трехмерного) изображения. Для диагностики используются четырехточечный световой аппарат.

Определение длины глазного яблока, размера хрусталика, кривизны роговицы

Нарушения зрения могут развиваться не только вследствие органических поражений глаза, но и из-за непропорциональности его структур. Поэтому важным этапом комплексной диагностики зрения у детей является измерение параметров отдельных структур глаза. Измерение проводится бесконтактными методами и безболезненно.

Глазная эргометрия

Этот принцип основывается на предъявлении к ребенку умеренной зрительной нагрузки по различию приближаемых к глазам объектов.

Показатель устойчивости аккомодации

Также обнаруживается на эргометре. Изначально измеряют ближайшую точку аккомодации правого глаза. Затем исследуется ближайшая точка ясного видения в условиях максимального напряжения в течение 3 минут.

Световая чувствительность

Исследуется на адаптометре после темновой адаптации продолжительностью 1 час.

Состояние физиологического покоя аккомодации

Для расслабления аккомодации к глазу приставляют линзу +3,0 диоптрий. Врач указывает на определенную букву таблицы Сивцева-Головина, расположенной на расстоянии 33 см.

В случае если расслабления аккомодации не произошло, то пациент называет букву только после приближения таблицы на определенное расстояние. Тогда выявляется явление остаточного напряжения аккомодации.

Оно возникает в результате нарушения динамического равновесия мышц антагонистов.

“Когда ребенка нужно показать офтальмологу?”

Регулярные консультации офтальмолога и периодическое комплексное обследование функций зрения позволяет предупредить серьезные заболевания, диагностировать врожденные патологии органов зрения, выявить незначительные изменения на ранних этапах развития патологии и вовремя подобрать эффективную тактику лечения, что улучшит качество жизни ребенка и предотвратит прогрессирование заболевания в дальнейшем.

Наши цены

Стоимость лечения зависит от выбранного метода (аппаратное или хирургическое), количества рекомендованных процедур и т.д. Комплексное обследование для детей в нашей клинике от 3 500 руб. С ценами на все виды диагностических исследований, процедур на аппаратах и хирургические вмешательства можно посмотреть здесь.

Уточнить все интересующие подробности, цены на услуги и записаться на консультацию к специалисту Вы можете по телефонам: 8(800)777-38-81 (звонок бесплатный для всех телефонов РФ) и московскому номеру 8(499)322-36-36 или онлайн, воспользовавшись соответствующей формой на сайте.

Источник: https://mgkl.ru/patient/stati/diagnostika-zreniya-u-detej

Развитие зрительных функций у детей

Исследование центрального зрения у детей. Центральное зрение и методы его определения

Зрительная система ребенка уже при рождении обладает некоторыми безусловными зрительными рефлексами — прямая и содружественная реакция зрачков на свет, кратковременный рефлекс поворота глаз и головы к источнику света, попытка слежения за движущимся объектом. В дальнейшем, с ростом ребенка, постепенно развиваются и совершенствуются все другие зрительные функции.

Световая чувствительность появляется сразу после рождения. С самых первых дней жизни ребенка свет оказывает стимулирующее действие на развитие зрительной системы в целом и служит основой формирования всех ее функций. Однако, под действием света у новорожденного не возникает зрительный образ, а вызываются, в основном, неадекватные защитные реакции.

Световая чувствительность у новорожденных резко снижена, причем в условиях темновой адаптации она в 100 раз выше, чем при адаптации к свету. К концу первого полугодия жизни ребенка световая чувствительность существенно повышается и соответствует 2/3 ее уровня у взрослого, а к 12–14 годам становится почти нормальной.

Пониженную световую чувствительность у новорожденных объясняют недостаточным развитием зрительной системы, в частности сетчатки. Расширение зрачка в темноте у них происходит медленнее, чем его сужение на свету.

Но уже на 2–3-ей неделе в результате появления условно-рефлекторных связей начинается усложнение деятельности зрительной системы, формирование и совершенствование функций предметного, цветового и пространственного зрения.

Центральное зрение

Центральное зрение появляется у ребенка только на 2–З-м месяце жизни. В дальнейшем происходит его постепенное совершенствование — от способности обнаруживать предмет до способности его различать и распознавать. Возможность различать простейшие предметы обеспечивается соответствующим уровнем развития зрительной системы, а распознавание сложных образов уже связано с развитием интеллекта.

На 4–6-м месяце жизни ребенок реагирует на появление рядом лиц, а еще раньше — на 2–3-м месяце замечает грудь матери.

На 7–10-м месяце у ребенка появляется способность распознавать геометрические формы (куб, пирамида, конус, шар), а на 2–3-м году жизни нарисованные изображения предметов.

Полное восприятие формы предметов и нормальная острота зрения развиваются у детей только к периоду школьного обучения.

Острота зрения новорожденного крайне низка, по данным исследований она составляет 0,005–0,015. В течение первых месяцев постепенно возрастает до 0,01–0,03. К 2-м годам она повышается до 0,2–0,3 и только к 6–7 годам (а по разным данным и к 10–11) достигает 0,8–1,0.

Цветовосприятие

Параллельно развитию остроты зрения происходит становление цветовосприятия. В ходе исследований выявлено, что способность распознавать цвет впервые появляется у ребенка в возрасте 2–6 мес.

Различение цветов начинается, прежде всего, с восприятия красного цвета, возможность же распознавать цвета коротковолновой части спектра (зеленый, синий) появляется позже. К 4–5-ти годам цветовое зрение у детей уже хорошо развито, но продолжает совершенствоваться.

Аномалии цветоощущения у них встречаются приблизительно с такой же частотой и в таких же количественных соотношениях между лицами мужского и женского пола, как и у взрослых.

Границы поля зрения у детей дошкольного возраста примерно на 10% уже, чем у взрослых. К школьному возрасту они достигают нормальных величин. Размеры слепого пятна по вертикали и горизонтали, определенные при исследовании с расстояния 1 м, у детей в среднем на 2–3 см больше, чем у взрослых.

Бинокулярное зрение

Бинокулярное зрение развивается позднее других зрительных функций. особенность бинокулярного зрения состоит в более точной оценке третьего пространственного измерения — глубины пространства. Можно выделить следующие основные этапы развития пространственного зрения у детей.

  • При рождении ребенок сознательного зрения не имеет. Под влиянием яркого света у него суживается зрачок, закрываются веки, голова толчкообразно откидывается назад, но глаза, при этом, бесцельно блуждают независимо друг от друга.
  • Через 2–5 нед. после рождения сильное освещение уже побуждает ребенка удерживать глаза относительно неподвижно и пристально смотреть на световую поверхность.
  • К концу первого месяца жизни оптическое раздражение периферии сетчатки вызывает рефлекторное движение глаза, в результате которого световой объект воспринимается центром сетчатки. Эта центральная фиксация вначале совершается мимолетно и только на одной стороне, но постепенно, в связи с повторением, она становится устойчивой и двусторонней. Бесцельное блуждание каждого глаза сменяется согласованным движением обоих глаз. Формируется физиологическая основа бинокулярного зрения.

Таким образом, бинокулярная зрительная система формируется, несмотря на еще явную неполноценность монокулярных зрительных систем, и опережает их развитие. Это происходит для того, чтобы в первую очередь обеспечить пространственное восприятие, которое в наибольшей мере способствует лучшему приспособлению организма к условиям внешней среды.

В течение 2-го месяца жизни ребенок начинает осваивать ближнее пространство. В первое время близкие предметы видны в двух измерениях (высота и ширина), но благодаря осязанию ощутимы в трех измерениях (высота, ширина и глубина). Закладываются первые представления об объемности предметов.

На 4-м месяце у детей развивается хватательный рефлекс. При этом направление предметов большинство детей определяют правильно, но расстояние оценивается неверно. Ребенок ошибается также в определении объемности предметов: он пытается схватить солнечные блики и движущиеся тени.

Со второго полугодия жизни начинается освоение дальнего пространства. Осязание при этом заменяют ползание и ходьба. Они позволяют сопоставлять расстояние, на которое перемещается тело, с изменениями величины изображений на сетчатке и тонуса глазодвигательных мышц, создаются зрительные представления о расстоянии.

Эта функция обеспечивает трехмерное восприятие пространства и совместима лишь с полной согласованностью движений глазных яблок и симметрией в их положении. Механизм ориентации в пространстве выходит за рамки зрительной системы и является продуктом сложной деятельности мозга.

В связи с этим дальнейшее совершенствование пространственного восприятия тесно связано с познавательной деятельностью ребенка.

Значительные качественные изменения в пространственном восприятии происходят в возрасте 2–7 лет, когда ребенок овладевает речью и у него развивается абстрактное мышление. Зрительная оценка пространства совершенствуется и в более старшем возрасте.

В дальнейшем развитии зрительных ощущений ребенка принимают участие как врожденные механизмы, выработанные и закрепившиеся, так и механизмы, приобретенные в процессе накопления жизненного опыта.

  • Проверка зрения у ребенка online

Оценка статьи: 4.8/5 (59 оценок)

Источник: https://excimerclinic.ru/babyvision/evolution/

Механизм работы центрального зрения

Центральное зрение – это схождение видения окружающих предметов с обоих глаз. Каждый из них воспринимает свое пространство, в центре области они соприкасаются, что создает единую картинку.

Оценивается такая функция глазных яблок с помощью понятия «острота зрения». Глаза человек воспринимают не только картинку, но и ее цвет. Для этого необходима сетчатка, на которой находятся нервные рецепторы, передающие сигнал в головной мозг.

Там располагается центр зрительного восприятия, с помощью которого расшифровывается сигнал.

Преломление света необходимо для собирания поступающего луча в одну точку на сетчатке. Если такого процесса не будет, и луч будет рассеиваться, человек не увидит окружающие предметы.

Зрительные пути имеют множество отделов. Сигнал, полученный из колбочки должен пройти по ним всем, не соприкасаясь с другими импульсами. Это обеспечит четкое восприятие окружающих предметов. Восприятие окружающей действительности происходит в несколько этапов:

  1. проход светового луча через слизистую оболочку и роговицу;
  2. преломление света через биологические преломляющие образования, например, хрусталик;
  3. проецирование изображения на сетчатку, если этот процесс развивается спереди или сзади нее, острота зрения снижается;
  4. на сетчатке располагаются колбочки и палочки (нервные рецепторы), которые передают информацию в зрительный нерв;
  5. через нервную ткань импульс достигает головного мозга;
  6. расшифровка сигнала зрительным центром.

С помощью центрального зрения выполняются следующие функции:

  • поддержание остроты зрения, которая обеспечивает восприятие предметов вблизи человека;
  • распознание цветов.

Концентрация колбочек и палочек высока. Это необходимо, для того чтобы обеспечить восприятие каждой точки на предмете.

Диапазон улавливаемого света через органы зрения составляет 380-760 нм. Такое восприятие окружающей действительности позволяет улавливать не только свечение от предметов, но и их цвет.

Методы исследования центрального зрения

Существует несколько методик, с помощью которых измеряется функциональность органов зрения человека:

  • Таблица. Перед человеком ставят таблицу, на которой изображены буквы, символы, рисунки. Их подбор зависит от возраста и развития головного мозга пациента. Человек последовательно читает каждую строчку, врач фиксирует, какую из них он не видит.
  • Оценка развития нистагма с помощью специализированных аппаратов. Перед глазами человека образуется изображения в виде полос или шахматных досок. Врач фиксирует, на каком из них у пациента проявляется непроизвольное дрожание глаз.
  • Если у пациента выявлено нарушение центрального зрения, врач может назначить дополнительные методы исследования для выявления состояния внутренних структур глаз. Для этого на слизистую оболочку закапывают раствор, устраняющий аккомодацию на время. Офтальмолог рассматривает глазное дно, оценивается состояние хрусталика, камер глаз, сетчатки.

Выявив остроту зрения, врач поставит диагноз. Если она относится к норме, коррекция не требуется. Если пациент плохо видит вдалеке или вблизи, назначают линзы или очки. Они должны быть подобраны только специалистом, чтобы не ухудшить состояние человека. Коррекция также может быть произведена с помощью лазерной хирургии.

Центральное зрение – способность человека воспринимать окружающие предметы с помощью глазных яблок и центральной нервной системы. С возрастом способность к восприятию окружающих предметов уменьшается. У людей может развиваться дальнозоркость или близорукость, астигматизм. Все эти заболевания снижают остроту зрения.

Была ли статья полезной?

Источник: https://proglazki.ru/stroenie-glaza/tsentralnoe-zrenie/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.