Как быстро записывать лекции. Метод ментальных карт

Содержание

Способы конспектирования и записи лекций

Как быстро записывать лекции. Метод ментальных карт

Конспектирование – это умение быстро мысленно произвести анализ текста и записать на бумаге самое важное. Существует большое разнообразие способов конспектирования лекций.

Однако, подобным навыкам, к сожалению, нигде специально не обучают. В то же время, умение конспектировать очень важно для студентов и школьников. Без умения быстро и грамотно писать лекции нельзя рассчитывать на получение хороших знаний.

Но как овладеть этим навыком? Какой способ конспектирования выбрать?

Для тех, кто хочет овладеть навыками конспектирования и записи лекций, есть хорошая новость – существуют способы и технологии эффективного конспектирования лекций, которые разработали для себя люди, добившиеся успехов в различных областях. Взяв их на вооружение, можно овладеть умением конспектирования, значительно облегчив себе жизнь.

Метод конспектирования Корнелла

Около полувека назад жил профессор по имени Вальтер Паук, преподававший в Корнелльском университете (отсюда и название), разработавший способ записи лекций, который по сей день популярен среди учащихся, особенно в американских учебных заведениях. В чем же заключается метод конспектирования Корнелла?

Лист бумаги (формат А4) необходимо разлиновать таким образом, чтобы вверху появилась горизонтальная колонка для даты и оглавления и внизу для записи главной мысли лекции, сформулировав ее несколькими предложениями. Оставшееся свободное пространство листа расчерчивается одной продольной линией, образуя две колонки – правая должна быть широкой, левая – узкой.

Конспектирование методом Корнелла осуществляется в правую колонку с промежутками для добавления, в случае необходимости, информации, а левая используется для выписывания в нее ключевых названий, фраз, цифровых данных. После лекций посредством анализа информации, содержащейся в правой колонке, выводится главная мысль и фиксируется в нижнем поле.

Суть данного способа записи лекций заключена в повторении информации, при ее анализе для выведения главных мыслей и идей, что способствует лучшему усвоению знаний. Но, при невыполнении последнего этапа, теряется вся практическая польза данного способа конспектирования, и он становится обычным записыванием лекции.

Способ конспектирования Билла Гейтса

Данная технология эффективного конспектирования была впервые отмечена Робом Ховардом.

Предприниматель Роб Ховард однажды во время деловой встречи с Гейтсом обратил внимание на то, что во время переговоров миллионер все темы и данные, представляющие интерес, записывал вручную, не прибегая к помощи электронных носителей.

Взглянув в его блокнот, бизнесмен увидел страницу, расчерченную на квадратные блоки, каждый из которых был заполнен данными определенной тематики.

Существует мнение, что способ конспектирования, используемый Гейтсом, – трансформированная копия способа квадратов. Использовать его можно, переделав под себя и свои цели. Например, размеры, формы и разделение по темам геометрических фигур могут быть абсолютно разными.

Технология эффективного конспектирования по методу ментальных карт

В семидесятых годах прошлого века известный телеведущий передачи «Думай головой», транслируемой одним из британских каналов, Тони Бьюзен использовал метод ментальных карт в своей программе.

Так и получил распространение этот способ конспектирования, который широко применяется и по сей день.

Особенно он популярен на западе среди людей, практикующих мозговой штурм для генерирования решений и идей.

Как же записывать лекции данным способом? Метод заключается в том, что на листе в центре чертится круг, допустима любая удобная геометрическая фигура, внутри которого пишется лекция.

Затем, рисуются еще квадраты (круги), содержащие основные мысли, определения, цифры, и соединяются прямыми линиями с блоком в центре.

Для записи лекций с помощью данного способа рекомендуется использовать разноцветные ручки, чтобы визуально выделять тексты определенной тематики, тем самым облегчая восприятие и запоминание.

Способ конспектирования лекций по методу красной строки

Все вышеперечисленные способы конспектирования созданы людьми для собственного удобства и имеют особенности, которые могут не совсем устроить других.

Поэтому тем, кто хочет освоить навыки конспектирования с использование более легкой методики, можно предложить способ, являющийся вариантом классического конспектирования.

Смысл его состоит в записи лекции с использованием красной строки для каждого нового предложения и проставлением порядкового номера.

Способ удобен тем, что при появлении связи последующих абзацев с начальными, можно поставить ссылку в виде номера нужного предложения и впоследствии, не просматривая всей лекции, быстро найти необходимые данные. Этот способ помогает составлять аккуратный, структурированный конспект, схожий с перечнем, что улучшает восприятие и запоминание информации.

Метод течения как технология эффективного конспектирования лекции

Консультант Скотт Янг утверждает, что лекция приносит пользу в том случае, если она непросто записывается, но вдумчиво прослушивается и анализируется.

Понятно, что при конспектировании все внимание направлено на запись информации, а не на мысленную обработку. Данная технология конспектирования предполагает запись только главных идей и мыслей с добавлением личных умозаключений.

Конечно, при этом конспект будет иметь значительные отличия от самой лекции, поэтому иметь диктофон на занятиях просто необходимо.

Как же развить умение конспектирования?

Умение и навыки конспектирования вырабатываются постепенно. Обычно у усердных студентов через некоторое время формируется свой индивидуальный способ грамотного конспектирования, и вопрос о том, как записывать лекции отпадает сам собой.

Вы можете комбинировать выше приведенные методы и технологии и выработать, таким образом, свой уникальный способ конспектирования. Здесь, как и в любом другом деле, главное не лениться и не сдаваться при первых же неудачах.

Помните: все приходит с опытом!

Источник: http://www.alto-lab.ru/shkola/sposoby-konspektirovaniya-lekcij/

Нестандартные методы эффективного конспектирования

Как быстро записывать лекции. Метод ментальных карт

Это одна из самых старых методик конспектирования. Появилась в 50-х годах прошлого столетия благодаря изобретательности Вальтера Паука, профессора Корнеллского университета. Несмотря на столь давний срок изобретения, методом и сейчас пользуется более половины американских студентов.

Корнеллская техника конспектирования заключается в следующем. Лист рабочей тетради нужно заблаговременно разделить на 3 части. Первая — бóльшая — предназначена собственно для ведения конспекта лекции. При этом не нужно записывать за преподавателем все дословно. Необходимо лишь кратко фиксировать основные мысли.

Вторая часть листа — рабочее поле для условных обозначений, записи дат, вопросов, пометок, флажков и других символов, облегчающих процесс запоминания. Их можно делать как в ходе лекции, так и сразу же после нее, в процессе чтения конспекта. Второй вариант предпочтительнее, поскольку позволяет быстро повторить и сразу же закрепить материал.

Третье поле — самое маленькое — располагается под двумя первыми. Оно предназначено для записи краткого содержания блока текста на этой странице. Облегчает систематизацию и поиск нужной информации.

Метод Гейтса

О нем стало известно в 2003 году, когда начинающий предприниматель Роб Ховард встретился с Биллом Гейтсом и понаблюдал, как тот конспектирует обсуждение каких-то рабочих моментов. Ховард был поражен, что записи делались от руки. Уж Гейтс-то мог придумать какую-то электронную программу для быстрого конспектирования!

На деле оказалось, что метод Билла Гейтса позволяет не только в удобной форме фиксировать важные моменты диспута, но и сразу же записывать свои мысли по поводу последнего. Метод заключается в разделении листа на 4 квадрата. Текст в них нужно записывать смысловыми блоками. Один квадрат — обязательно выделить для возникающих в процессе лекции вопросов.

Ховард поделился методикой Гейтса на своих страничках в соцсетях, отметив, что она является усовершенствованным Корнелльским методом конспектирования. Предприниматель посоветовал адаптировать технику Гейтса под свои нужды, а не слепо повторять за ним каждый шаг.

Метод красной строки

Эта техника конспектирования более привычна восточноевропейскому студенту. Она заключается в обычной записи важных мыслей в виде предложений. Есть лишь один нюанс: каждое предложение следует писать с новой («красной») строки и нумеровать.

Цифры необходимы для установления связи между темами или блоками. Связь устанавливается простой пометкой «смотреть № такой-то». Таким простым способом можно сделать важные отсылки, не прибегая к начертанию стрелок и схем.

Метод ментальных карт

Методика построена на нелинейном восприятии информации. Конспект при построении ментальной карты нужно начинать с центра страницы. Его можно обозначить квадратом, кругом или любым другим, удобным для восприятия объектом.

В этом центре следует вписать главную тему лекции. Она станет ядром, от которого в разные стороны, как лучи, будут отходить вспомогательные подтемы, толкования, смежные понятия. Связи между темами обозначаются стрелками. Сами темы — ключевые понятия — вписываются в небольшие кружочки.

Метод ментальных карт помогает сформировать объемную картину, облегчающую усваивание новой информации. Для большей наглядности можно использовать ручки разных цветов, маркеры. Они помогут выделить главные и второстепенные блоки информации.

Метод течения

Этот способ конспектирования был сформулирован известным американским коучем Скоттом Янгом. Метод течения — не самый простой, но он помогает развивать критическое мышление и вдумчивое восприятие информации. Облегчает процесс запоминания.

Заключается метод в следующем: по ходу лекции учащийся записывает в тетрадь только ключевые понятия темы и сразу же формулирует свои мысли, вопросы. Созданный таким образом конспект будет основательно отличаться от исходного текста лекции. Однако он поможет студенту сформировать у себя более объемную, ясную картину и сразу же подготовиться к самостоятельной работе.

Мобильные приложения

Конспектирование — процесс сугубо индивидуальный. Одному студенту может отлично подходить метод метальных карт, другому — Корнеллский. Из-за этого мобильных приложений для конспектирования создано не так много, как бы хотелось учащимся. И все же они есть. Приведем самые удобные.

Popplet

Приложение Popplet не русифицировано, но интуитивно понятно и поддерживает русские темы. Позволяет выполнять осмысленную переработку устного текста, создавать емкие конспекты с помощью приемов визуализации. Доступно для устройств с iOS.

iThoughts

Еще одно приложение — iThoughts — представляет собой систему конспектирования, построенную все по тому же принципу визуализации. Имеет русскоязычную версию. Информация в программе располагается в виде своеобразных ментальных карт. Связи между темами устанавливаются от центра (главное понятие) к периферии (вспомогательные).

Для свободного пользования iThoughts придется попрактиковаться. Программа немного сложновата, но имеет ряд преимуществ. Например, наглядность и универсальность. iThoughts можно использовать не только для конспектирования, но и для работы над какими-то проектами, фиксации своих мыслей и планов. Доступно для iOS.

Научившись работать с этими программами и освоив базовые методы письменного конспектирования, выпускник школы во всеоружии встретит свои первые пары в университете. Несколько дней практики — и наиболее удобный способ записи лекций выкристаллизуется сам. После этого с конспектами проблем не будет.

Источник: https://examscenter.ru/blog/nestandartnye-metody-effektivnogo-konspektirovaniya

Ментальная карта: применять обязательно

Как быстро записывать лекции. Метод ментальных карт

Ментальная карта – это мощный графический метод структуризации информации с использованием графической записи в виде диаграммы. Ментальная карта является иерархической и показывает отношения между частями целого, используется для визуальной организации информации.

Часто создается вокруг единой концепции, отображенной в виде изображения в центре пустой страницы, к которому добавляются связанные представления идей, такие как изображения, слова и части слов.

Основные идеи напрямую связаны с центральной концепцией, а другие идеи вытекают из этих основных идей.

Ментальные карты также можно рисовать вручную, например, в виде «беглых заметок» во время лекции, собрания или другого мероприятия, или в виде изображений более высокого качества, когда доступно больше времени. Ментальные карты также рассматриваются как разновидность диаграммы паука.

Диаграмма паука представляет собой логическое выражение , включающее унитарные символы диаграммы паука и логические символы.

Ментальная карта может рассматриваться как особая форма концептуальной карты (форма семантической сети), разработанная в 70-х годах Джозефом Новаком. Он разработал правила создания концепт-карт (инструмента для проработки новых концепций). Семантические сети используются для получения конкретной информации, такой как обнаружение плагиата.

Автор методики ментальных карт – английский писатель и популяризатор науки Тони Бьюзен (1960 год). Будучи студентом, он обратил внимание, что традиционные методы запоминания и конспектирования (по порядку) малоэффективны.

Они требуют много времени усилий, скучны и монотонны, к тому же не приносят желаемых результатов. В 1974 году он опубликовал книгу «Работай головой», где описал метод ментальных карт MindMaps.

На основе его работы были разработаны десятки компьютерных программ, а концепция составления карт постепенно стала распространяться по всему миру.

В основе теории карт лежит представление о принципах работы человеческого мозга: ассоциативное или нелинейное мышление, визуализация мысленных образов и целостное восприятие.

Наиболее эффективное и плодотворное обучение имеет нелинейный характер. Оно начинается с возникновения центрального образа, идеи и распространяется в разные стороны, за счет активизации нейронов головного мозга.

Процесс возбуждения распространяется от одной нервной клетки к другой, захватывая все новые отделы головного мозга, и активизируя различную информацию, хранящуюся в памяти.

Такое мышление Бьюзен назвал радиантным мышлением («радианта» – точка небесной сферы, из которой как бы исходят видимые пути тел с одинаково направленными скоростями, например, метеоритов одного потока). В основе этого мышления – ассоциации (связи, возникающие между очагами возбуждения в коре головного мозга.

Ассоциативность нашего мышления – свидетельство того, что процесс обработки информации в нашем мозгу имеет нелинейную форму.

Произвольно зарождающиеся мысли никогда не представляют собой стройную логическую цепочку, они как бы распространяются в разные стороны от центральной мысли или образа, перескакивая с одного представления на другое, «цепляя» все новые ассоциации, иногда совершенно неожиданные. В результате этого мысль нередко уходит далеко в сторону от первоначальной посылки, приводит к совершенно неожиданным выводам. Процесс обучения мышлению, как правило, сводится к попыткам упорядочить наше мышление, сделать его последовательным и линейным.

Любое интеллектуальное занятие (написание сочинения, реферата, курсовой работы, статьи) должен предварять четкий план, пункты которого отражают последовательность изложения материала. Все это – отражение линейной формы организации информации и, в определенной степени, противоречит характеру нашего мышления. Нередко составление плана отнимает больше усилий, чем решение самой проблемы.

Тони Бьюзен доказывает, что стремление построить линейный алгоритм решения проблемы только мешает мышлению, снижает интеллектуальный потенциал и мнемические способности человека.

Мы не будем столь категоричны, все же метод алгоритма, как способ решения мыслительных задач зарекомендовал себя как достаточно эффективный. Но, если говорить о действительно творческом мышлении, то следует признать, что подчиняется оно другим законам, и в нем процесс генерирования ассоциаций играют важнейшую роль.

Радиантное мышление позволяет человеку подключить к решению проблемы информацию из совершенно разных областей и избежать столь распространенного явления, когда мысль мечется в рамках одного ассоциативного пространства, и человек не в состоянии посмотреть на проблему по-новому, увидеть нестандартное решение.

Энтони Бьюзен разработал очень интересный и во многих отношениях полезный способ активизации радиантного мышления – составление ментальных карт.

В дальнейшем Тони Бьюзен в декабре 2006 года создал своё собственное программное обеспечение для поддержки создания «карт ума» под названием iMindMap .

Сегодня проблема использования ментальных карт настолько широка, что используются большое количество названий для этого явления: интеллект-карта, диаграмма связей, карта мыслей, карта памяти, ассоциативная карта, ассоциативная диаграмма, майндмэп, mind map, схема мышления, карта разума, картографирование разума, эвристическая карта, дендрограмма.

На практике реализуется в виде древовидной схемы, на которой изображены слова, идеи, задачи или другие понятия, связанные ветвями, отходящими от центрального понятия или идеи. Является одним из инструментов управления личными знаниями для которого достаточно карандаша и бумаги или любого графического или специализированного редактора.

В ментальных картах можно использовать ключевые слова, знаки, символы, рисунки, коды, сокращения.

Чтобы лучше понять, что такое ментальная карта, представьте план города. Центр города представляет главную идею, главные пути, ведущие к центру, представляют ключевые мысли психического процесса, второстепенные улицы представляют вторичные мысли и т. д. Изображения или специальные формы могут представлять памятники или идеи, особенно важные для создания ментальных карт.

Ментальная карта получается и развивается вокруг ключевого слова , фразы или текста, расположенного в центре, чтобы затем выводить идеи, слова и понятия через линии, которые конструируются вокруг названия.

Графические методы записи знаний и систем моделирования на протяжении веков использовались в методиках обучения ТРИЗ и РТВ, мозгового штурма, запоминания, визуального мышления для решения проблем, возникающих в процессе деятельности педагогов, инженеров, психологов и представителей многих других специальностей.

Основной метод мышления, используемый при создании ментальной карты – ассоциативный. Ассоциация – это связь между отдельными представлениями при которой одно из представлений вызывает другое. Ассоциации, как мостики, могут соединять вновь полученную информацию с уже имеющейся.

В нашем сознании ассоциации сменяют друг друга непрерывным потоком, возникая в ответ на всякого рода стимулы. Ассоциативное мышление – исключительно важная составляющая разума человека, позволяющая ему производить обобщение и абстрагирование. Ассоциации могут быть важным источником информации.

Выделяют три основных вида ассоциаций: по смежности, по сходству, по контрасту. Они способны как по цепочке «вытягивать» из закутков нашего сознания самые разнообразные, нередко весьма неожиданные, воспоминания, образы, мысли, которые существенно расширяют область творческого поиска.

К сожалению, чаще всего, ассоциации возникают непроизвольно, спонтанно, неожиданно даже для самого человека.

Ассоциативное мышление можно развить, сделать его более осознанным, целенаправленным, управляемым.

На начальном этапе для развития ассоциативного типа мышления при работе с ментальными картами можно использовать метод управления процессом генерирования ассоциаций «Поле ассоциаций», разработанного в рамках системно-функционального подхода:1.

Стартовое понятие представить в виде системы, в которую входят подсистемы.Пример: дерево. Это понятие включает в себя такие подсистемы, как листья, корни, ветви, ствол, корни, кора и т.д.2. Представить стартовое слово частью большей системы.

Пример: дерево входит в такие системы как лес, парк, сад, природа и т.д.3. Определить функции, выполняемые этим понятием, где и когда оно встречается.Пример: из дерева изготавливают мебель, бумагу, строят дома, используют как дрова для печи, камина и т.д.4.

Рассмотреть понятия-ассоциации как системы.

Пример: лес – грибы, ягоды, звери, птицы, леший, лесник, грибники.

Отличительные черты ментальной карты:

1. Объект внимания/изучения кристаллизован в центральном образе (эмфазе);2. Основные темы, связанные с объектом внимания/изучения (ассоциации), расходятся от центрального образа в виде ветвей;3.

Ветви, принимающие форму плавных линий, обозначаются и поясняются ключевыми словами или образами (визуализации). Вторичные идеи также изображаются в виде ветвей, отходящих от ветвей более высокого порядка; то же справедливо для третичных идей и т. д.

;

4. Ветви формируют связанную узловую систему.

Ментальные карты содействуют:

  • Расширению памяти;
  • Естественному и практичному хранению большого количества сжатой информации в нескольких словах, рисунках, знаках, буквах, цветах и ​​т. д.;
  • Они за короткое время объясняют основную суть большого массива информации;
  • Они используются в рабочих презентациях, учебной работе и в домашних заданиях;.
  • Они облегчают изучение сложных и трудных для понимания тем;
  • Простой и гибкий сбор ключевых данных облегчает процессы обучения, мышления, организации, создания и запоминания;
  • Они также позволяют четко и легко структурировать факты и мысли.

Электронные ментальные карты также могут быть использованы для обеспечения доступности сложной и мультимедийной информации. Ветви и узлы (места, где находятся тексты) ментальной карты могут быть скрыты и показаны только по желанию пользователя. Это уменьшает видимую сложность.

Электронные ссылки (гиперссылки) также могут быть добавлены к изображениям, видео и другим мультимедиа, которые автоматически отображаются при открытии гиперссылок. Начало работы с картами — режим свободных ассоциаций или «мозговой штурм». Возьмите лист бумаги, начните обдумывать свою идею или проект. Записывайте абсолютно все мысли, связанные с проектом — не критикуйте и не ограничивайте себя. Чтобы метод ментальных карт стал навыком, необходимо нарисовать их не менее ста.

Достоинством метода является структурированность информации и легкость получения общего представления о заложенных в диаграмму знаниях.

К недостаткам следует отнести ограниченную масштабируемость и сфокусированность на единственном центральном понятии.

Как создать ментальную карту

  • Запишите центральную идею на чистом листе . Размещение ключевой идеи заставляет наш мозг добавлять понятия вокруг неё. Запоминание станет существенно легче, если идея связана с рисунком.
  • Начните записывать свободные идеи вокруг этой центральной идеи . Здесь можно запустить свободное творчество и фантазию каждого. Можно разместить важные факты в определенном порядке и произвольно.  
  • Соедините все элементы стрелками . На этом этапе мы упорядочиваем то, что было выражено, и полученная иерархия позволит нам легче запомнить содержание. Чтобы иметь возможность создавать и переделывать карту, это можно сделать как на бумаге, так и в многочисленных онлайн и офлайн приложениях, в которых разработка метальной карты может быть намного проще.

Советы Тони Бьюзена по составлению карт:

1. Важно помещать слова на ветках. Ветки должны быть «живыми», гибкими. Рисование ментальной карты в стиле традиционной схемы полностью противоречит идее ментальных карт. Это сильно затруднит движение взгляда по ветвям и создаст много лишних, одинаковых, монотонных объектов.

2. Пишите на каждой линии только одно ключевое слово. Каждое слово содержит тысячи возможных ассоциаций, поэтому «склеивание» слов уменьшает свободу мышления. Раздельное написание слов может привести к новым идеям.

3. Длина линии равняется длине слова. Это экономнее и «чище».

4. Пишите печатными буквами как можно яснее и четче.

5. Варьируйте размер букв и толщину линий в зависимости от степени важности ключевого слова.

6. Обязательно используйте рисунки и символы (для центральной темы рисунок обязателен). В принципе, ментальная карта может вообще целиком состоять из рисунков.

7. Старайтесь организовывать пространство, не оставляя пустого места и не размещать ветви слишком плотно. Для небольшой карты используйте лист А4, для большой темы — А3.

8. Разросшиеся ветви можно заключать в контуры, чтобы они не смешивались с соседними ветвями.

9. Располагайте лист и слова горизонтально («альбомная ориентация»). Такую карту удобнее читать и нет необходимости крутить.

Области применения ментальных карт:

  • обучение;
  • конспектирование лекций;
  • конспектирование книг;
  • подготовка материала по определенной теме;
  • решение творческих задач;
  • мозговой штурм;
  • презентации;
  • планирование и разработка проектов разной сложности;
  • составление списков дел;
  • развитие интеллектуальных способностей;
  • обобщение и структуризация знания;
  • составление органиграмм.

Обучающие:

  • карты памяти, способствуют структурированию и запоминанию сложной информации;
  • для работы с понятиями, помогают осмыслить сложные научные понятия и категории;
  • для систематизации учебной информации.

Решение проблем и творческих задач:

  • для подготовки курсовых и дипломных работ;
  • для научно-исследовательской деятельности;
  • для решения проблем в бизнесе и профессиональной деятельности;для решения житейских проблем.

Планирование

  • составление бизнес-плана;
  • распределение бюджета;
  • планирование текущих дел.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5b1a39544bf161763b52e600/5d58231695aa9f00af2d5914

Метод ментальных карт | ЛюмиБлог

Как быстро записывать лекции. Метод ментальных карт

Применение ментальных карт не знает границ. Очень полезная штука! Но составлять ментальные карты тоже надо уметь. Давай мы расскажем, что это такое и как их рисовать, а ты кинешь ссылочку на наш блог своим друзьям.

Зачем нужны ментальные карты

Метод ментальных карт (его еще называют майндмэппингом) нужен для того, чтобы разложить по полочкам все, что есть в голове относительно какой-нибудь темы/мысли/задачи. То есть это техника визуализации мышления.

Майндмэппинг – от англ. mind («мысль»), map («карта») – это такой способ структурирования информации, когда главная мысль располагается в центре листа, а второстепенные мысли отходят от нее, как ветки от дерева.

Ментальные карты сочетают в себе приемы психологии, мнемоники и нейролинвистики. Именно особенностью человеческой психологии и объясняет успех ментальных крат Тони Бьюзен – создатель майндмэппинга.

Люди воспринимают информацию нелинейно, всю целиком, как сканеры. Одна мысль порождает десять других, а те – еще десять и так, пока мозг не лопнет.

А ментальные карты помогают во всем «отсканированном» материале разобраться.

Структурированная и понятная информация лучше запоминается. Прочитал книгу – сделал ментальную карту – проанализировал содержание – запомнил – получил пятерку по литературе.

Ментальные карты – чудо, а не изобретение, потому что помогают не просто структурировать инфу, но и анализировать ее. Они активируют твою память и заставляют мозг работать. Здесь нет никаких списков и последовательности. Все сразу, но структированно.

Пример ментальной карты

Как рисовать ментальные карты

Так как же работать с этим чудом? Все просто. Берешь лист бумаги и цветные ручки (или другие цветные штуки для письма). Определяешь главную мысль, вокруг которой будешь рисовать древовидные отростки своих неструктурированных задач. Отростков может получиться много, поэтому разноцветные ручки нужны, чтобы разобраться в твоем раскидистом дереве.

Прокаченные майндмэппинцы могут составить эффективную карту и простым карандашом.

Большой плюс ментальных карт в том, что здесь очень сложно, почти невозможно, что-то упустить. Всегда можно пририсовать еще одну веточку, если вдруг посетит новая мысль.

Правила работы с ментальными картами

Ментальные карты применяются много для чего: для изучения нового материала, для подготовки к экзамену (это крутой метод конспектирования), для планирования дел, для самокопания… Ограничить применение таких карт можешь только ты, если не научишься правильно их рисовать.

Чтобы составить понятную тебе же ментальную карту, следуй нескольким правилам:

  1. Ярко. Если ты только начинаешь осваивать этот метод, запасись чем-то разноцветным. Но если этого нет – не беда. Рисуй стрелки пожирнее, обводи более важное в кружочки. В итоге твоя карта должна получиться визуально наглядной. Человеческий мозг сначала считывает все нарисованное, и только потом проникает в суть текста.
  2. Разно. Ветки на твоем дереве не обязательно должны быть одинаковыми. Делай их в разном стиле, разных форм, цветов и размеров, в зависимости от того, насколько важное это ответвление. И помни: одна ветка – одна мысль.
  3. Символично. Придумай свои символы, которые помогут тебе разобраться в карте. Галочки, листики, звездочки – что угодно. Так карта не буде перегружена буквами и работать с ней будет проще.
  4. Мало. Не надо фигачить на свою ментальную карту кучу текста. Это не конспект, а лишь помощник в опознавании и запоминании. Если нанесешь на карту слишком много букв, она утратит свою магию. Если все-таки графомания берет над тобой власть, напиши свои текстовые заметки на стикерах и прикрепи на карту в нужное место.
  5. Однозначно. Излагай свои мысли четко и наноси на карту только суть. Иначе анализировать информацию с карты будет сложно, и ты просто разочаруешься в этом методе. А он годный!
  6. Еще. Располагай лист с картой горизонтально – так удобнее, а текст (особенно самый важный) пиши печатными буквами.

Как именно рисовать карту – решать тебе. Ведь важно, чтобы она тебе помогала. Мы дали лишь несколько советов, которые сделают твою карту максимально эффективной.

Советы Тони Бьюзена по технике создания ментальных карт

Тони Бьюзен – это психолог из Британии, который и придумал майндмэппинг. И кому, как не ему, давать советы по составлению ментальных карт.

Вот, что он рекомендует:

  • Получай удовольствие от рисования карты.
  • Не жалей времени и сил на всю эту красоту.
  • Рисуя карту, ты не только структурируешь мысли, но и видишь процесс своего мышления. Такая диагностика очень помогает понять, где у тебя пробел в знании, где ты не уверен, не можешь сформулировать мысль и прочее. Поэтому сначала рисуй руками, потом (если появиться желание) переходи на цифровой формат.

Программы для составления ментальных карт

Карты эти не обязательно рисовать от руки – есть куча полезных программ для майндмэппинга. Например, iMindMap. Очень простая в обращении штуковина, в которой без труда можно сделать красивые и эффективные мэпы.

MindMeister – тоже классная шутковина. Одна из самых простых и удобных в использовании. Плюс, есть приложение для Android и iOs.

Xmind – очень серьезная штука, где прям профессиональные менталки можно делать. Идеально для тайм-менеджмента, так что если ты фанат – тебе сюды.

Еще один полезный сервис – Coggle (не путать с Google, хотя он тоже полезный). Интерфейс простой, а функций – множество! Фишка – можно загружать в карту файлы со своего компа.

Ну и еще, WiseMapping, пожалуй. Тут можно не просто создавать ментальные карты, но и переводить их в разные форматы, вставлять на сайты или в презентации. Для прошаренных, короче.

На всех этих сервисах можно зарегаться и пользоваться на здоровье (платно или бесплатно).

Ментальные карты, интеллект-карты, майндмэппинг, карта мыслей – все это одно и то же. Это улетный способ проработать какую угодно информацию. Такие карты отражают процесс твоего мышления, помогают запомнить и усвоить любой материал.

Источник: https://blog.lumiknow.ru/chto-takoe-metod-mentalnyh-kart/613/

Как вести конспект: идеи оформления конспектов, 6 способов конспектирования

Как быстро записывать лекции. Метод ментальных карт
Конспект ученицы «Домашней школы Фоксфорда» Елены Янышиной

В середине прошлого века профессор Корнелльского университета Вальтер Паук разработал метод конспектирования, ставший впоследствии суперпопулярным у студентов. Он так и называется — метод Корнелла.

Когда полезен

Для обработки больших объёмов информации, например, на продолжительных и информативных вебинарах.

Предметы

  • история,
  • обществознание,
  • литература,
  • русский язык,
  • биология,
  • химия,
  • география.

Как использовать

  • Возьмите лист А4 или обычный тетрадный лист. Проведите две горизонтальные линии: одну вверху (там будет дата и заголовок), вторую — внизу, чтобы под ней можно было записать 5-6 предложений, суммирующих содержание конспекта на этой странице.
  • Затем проведите вертикальную линию и разделите середину листа на две части.

    Правая колонка должна быть в два раза шире левой.

  • Во время вебинара в правую широкую колонку нужно записывать основные сведения, которые сообщает учитель. Между предложениями лучше оставлять немного пустого пространства, чтобы была возможность в них ещё что-то дописать. После занятия в левую колонку перенесите всю самую важную информацию: правила, формулы, даты, имена.

  • В течение суток после урока заполните нижнее поле, там нужно записать краткое резюме всей лекции.

‍Скачайте шаблон и пользуйтесь на уроках

Многие ученики домашней онлайн-школы «Фоксфорда» пользуются именно таким методом конспектирования и отмечают его эффективность.

В интервью семиклассница Елена Янышина отметила, что конспектирование по методу Корнелла особенно полезно в гуманитарных предметах.

Метод боксов

Конспект, созданный по этому методу, будет выглядеть примерно так

Этот метод схож с предыдущими, но суть в том, чтобы заключать каждый блок темы в небольшие квадраты. Так проще воспринимать информацию, поскольку фокусируешься только на выделенном аспекте темы. Факты не путаются между собой, их легче запомнить.

Метод нумерации

Суть заключается в том, чтобы присваивать порядковый номер каждой записываемой мысли. При этом тренируется лаконичность и чёткость мышления, а в конспекте потом легко ориентироваться.

Метод таблиц

Конспект ученицы «Домашней школы Фоксфорда» Варвары Онохиной

Таблицы — это очень наглядно. Их можно использовать не только на истории, но и на других уроках.

Метод индексов

Стрелочки, рамки, схемы, таблицы, графики, рисунки и прочие визуальные средства — прекрасные помощники в понимании связей и запоминании ключевых понятий.

Можно вкраплять их в текст или ставить на полях для привлечения внимания. Например, если преподаватель продиктовал незнакомое понятие и не дал определение, можно поставить рядом яркий значок, чтобы потом разобраться с новым термином.

В конспектах могут быть свои «эмодзи»

Как использовать

  • Составьте список значков, которые вы будете использовать. Например: квадрат — выучить наизусть, круг — прочитать в учебнике, знак вопроса — уточнить у преподавателя и так далее.

  • Запишите принятые условные обозначения на форзаце тетради, даже если хорошо их запомнили.

  • Потренируйтесь пользоваться индексами на записях занятий, чтобы не запутаться в «прямом эфире»
Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.