Как создать сложное предложение. Сложные предложения

Содержание

Простое и сложное предложения

Как создать сложное предложение. Сложные предложения

Предложения бывают простыми и сложными.

Простым называется предложение, в котором одна грамматическая основа.

Например: 

Солнце скрылось за тучами.

Сложным называют предложение, в котором два и более простых предложения. При этом грамматических основ столько же, сколько простых предложений в его составе.

Например:

Солнце скрылось за тучами, вдалеке ударил гром.

Зелёный лес замер в ожидании грозы, звери попрятались, а птицы перестали петь. 

Части сложного предложения всегда разделяются запятой!

Простые предложения в составе сложного связаны между собой:

  • интонацией, без помощи союзов. Такие предложения называют бессоюзными. Например: Солнце скрылось, гром гремит.
  • при помощи союзов. Такие предложения называют союзными. Например: Щенок принес мышку, чтобы мы его похвалили. (простые предложения сязаны союзом чтобы). 

Союзные предложения делятся на сложносочинённые и сложноподчинённые.

Поделись с друзьями в социальных сетях:

Советуем посмотреть:

Виды предложения по цели высказывания

Предложения и их эмоциональная окраска (интонация)

Предложение с обращением

Главные члены предложения – подлежащее и сказуемое

Второстепенные члены предложения

Предложения распространенные и нераспространенные

Однородные члены предложения

Предложения с прямой речью

Словосочетание

Предложение

Синтаксис и синтаксический разбор

Правило встречается в следующих упражнениях:

3 класс

Упражнение 55, Канакина, Горецкий, Учебник, 1 часть

Упражнение 37, Канакина, Рабочая тетрадь, 1 часть

Упражнение 142, Канакина, Рабочая тетрадь, 1 часть

Упражнение 253, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть

Упражнение 14, Полякова, Учебник, 1 часть

Упражнение 445, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, 2 часть

Упражнение 448, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, 2 часть

Упражнение 458, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, 2 часть

Упражнение 3, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, 2 часть

Упражнение 7, Исаева, Бунеев, Рабочая тетрадь

4 класс

Упражнение 102, Канакина, Рабочая тетрадь, 1 часть

Упражнение 87, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть

Упражнение 123, Климанова, Бабушкина, Учебник, 1 часть

Упражнение 7, Полякова, Учебник, 1 часть

Упражнение 174, Полякова, Учебник, 2 часть

Упражнение 46, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, 1 часть

Упражнение 2, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, 1 часть

Упражнение 4, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, 1 часть

Упражнение 1, Исаева, Бунеев, Рабочая тетрадь

Упражнение 711, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть

5 класс

Упражнение 239, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть

Упражнение 371, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть

Упражнение 312, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 507, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 508, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 509, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 510, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 517, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

6 класс

Упражнение 49, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть

Упражнение 122, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть

Упражнение 553, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 712, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 744, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

7 класс

Упражнение 7, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 96, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 216, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 368, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 372, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 448, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 483, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 189, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 297, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 396, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

8 класс

Упражнение 12, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 15, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 16, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 18, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 19, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 20, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 120, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 183, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 252, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 440, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

© budu5.com, 2020

Пользовательское соглашение

Copyright

Нашли ошибку?

Связаться с нами

Источник: https://budu5.com/manual/chapter/86

Сложное предложение

Как создать сложное предложение. Сложные предложения

Сложное предложение — это предложение, имеющее в своём составе не менее двух грамматических основ (не менее двух простых предложений) и представляющее собой смысловое и грамматическое единство, оформленное интонационно.

Связь между частями сложного предложения может быть сочинительной (равноправной) или подчинительной (неравноправной).

Для примера приведем два сложных предложения:

  • Вы пообещали приехать, и мы очень обрадовались.
  • Алексей заранее отправился на почту, чтобы посылка с подарками дошла вовремя.

Сложносочиненные, сложноподчиненные и бессоюзные предложения

Сложные предложения делятся на союзные (сложносочинённые и сложноподчиненные) и бессоюзные.

  • Сложносочинённое предложение состоит из равноправных простых предложений. Они соединены сочинительной связью – то есть одинаковы, от одного предложения к другому нельзя поставить вопрос. Используются сочинительные союзы: а, и, но, однако и другие.Пример: Гости вошли в помещение, и вскоре отовсюду зазвучала музыка.
  • Сложноподчиненное предложение состоит из главного предложения и одного или нескольких придаточных, зависимых от него. От главного предложения к придаточному можно поставить вопрос. Используются подчинительные союзы и союзные слова: что, чтобы, потому что, когда, если и другие.Пример: Мы еще не были знакомы, когда оказались на этой вечеринке.
  • Бессоюзное предложение не имеет никаких союзов, простые предложения в его составе разделяются, например, запятыми. Связь между частями предложениями только смысловая.Пример: Прозвенел звонок, дети зашли в класс.
  • Сложное предложение смешанного типа может содержать одновременно сочинительную, подчинительную и/или бессоюзную связь.Пример: Вы сказали, что не сможете приехать на конкурс, и мы решили пригласить других участников, чтобы было кому выступать.

5 сложных предложений – примеры:

  • В помещение вошла дама, и джентльмены встали. (Сложносочиненное предложение)
  • Пассажир приехал на вокзал к полудню, но поезд уже ушел. (Сложносочиненное предложение)
  • Как только опоздавшие вошли в зал, спектакль начался. (Сложноподчиненное предложение)
  • Мы почти ничего не услышали, потому что на трибуне не работал микрофон. (Сложноподчиненное предложение)
  • Собака лает, караван идёт. (Бессоюзное предложение)

Как составить или найти сложное предложение?

Чтобы составить сложное предложение, необходимо:

  • Придумать не менее двух грамматических основ (в двусоставном предложении это подлежащее и сказуемое).
  • Соединить грамматические основы сочинительной или подчинительной связью, либо составить бессоюзное предложение.

Чтобы найти в тексте сложное предложение, необходимо:

  • Найти предложение, в котором содержится не менее двух грамматических основ. Это может быть сложносочиненное, сложноподчиненное или бессоюзное предложение.Например: Река еще не замерзала, и ее свинцовые волны грустно чернели в однообразных берегах, покрытых белым снегом.Первая грамматическая основа – река не замерзла. Вторая – волны чернели.
  • Сложное предложение можно разделить на два простых: Река еще не замерзла. Ее свинцовые волны грустно чернели в однообразных берегах, покрытых белым снегом.
  • Будьте внимательны: несколько однородных подлежащих или однородных сказуемых не делают предложение сложным. Например: Мальчики и девочки играли и веселились в песочнице. В данном случае мальчики и девочки – однородные подлежащие, играли и веселились – однородные сказуемые. Это простое предложение.

Запятые и другие знаки препинания в сложных предложениях

В сложносочиненных предложениях запятая ставится между частями предложения перед союзами:

  • и, да, ни… ни
  • а, но, однако
  • или, либо, или… или,
  • да, да и, тоже, также
  • то есть, а именно

Пример: Ты всегда был строг ко мне, и ты был справедлив.

В сложносочиненных предложениях запятая НЕ ставится:

  • Перед союзами и, да (в значении и), или, либо запятая не ставится, если части предложения объединены каким-либо общим элементом (второстепенным членом или придаточным предложением):Вскоре после восхода набежала туча и брызнул короткий дождь
  • Между двумя назывными предложениями:Хриплый стон и скрежет ярый.
  • Между двумя вопросительными, восклицательными, побудительными предложениями:Это кто такие и что им надобно?
  • Между двумя неопределенно-личными предложениями, если подразумевается общий производитель действия:Стали искать черкесов во всех углах и, разумеется, ничего не нашли.
  • Между двумя безличными предложениями, имеющими синонимичные слова в составе сказуемого:Нужно собирать вещи и необходимо предупредить всех об отъезде.

В сложноподчиненных предложениях главная и придаточные части отделяются запятой, точкой с запятой или тире.
Пример: Он явился с известием, что лошади готовы.

  • Если придаточное предложение находится внутри главного, оно выделяется с обеих сторон.Капустин обещал договориться с начальником школы, чтобы он увеличил Мересьеву число вылетов, и предложил Алексею самому составить себе программу тренировок.
  • Если главная часть сложноподчиненного предложения находится внутри придаточной, то запятая обычно ставится только после главной части:Хозяйством нельзя сказать, чтобы он занимался…

Между главной и следующей за ней придаточной частью запятая не ставится:

  • Если перед подчинительным союзом или союзным словом стоит отрицательная частица «не».В море, в качке, спишь не когда хочешь, а когда можешь.
  • Если перед подчинительным союзом или союзным словом стоит сочинительный союз и, ни … ни, или, либо.Он не слышал ни как сестра вошла в комнату, ни как потом бесшумно вышла.
  • Если придаточная часть состоит из одного союзного слова (относительного местоимения или наречия).Я бы тоже желал знать почему.
  • Если имеется несколько относительных слов, выступающих в роли однородных членов предложения:Позвонят – расспроси кто и зачем.

В бессоюзных предложениях могут использоваться запятые, точка с запятой, тире, двоеточие.
Была без радости любовь, разлука будет без печали.
Привычка, свыше нам дана: замена счастию она.

Тест на тему «Сложное предложение»

Вопрос № 1 Сложное предложение – это…

1. предложение, осложнённое однородными членами.

2. предложение, состоящее из 2-х или более простых предложений.

3. предложение с прямой речью.

Вопрос № 2 Какое из записанных предложений является сложным?

1. Сбежали ручьи, зацвели ландыши.

2. Ручьи, сбегающие с горы, звенели.

3. Зацвели ландыши. напоённые сбегающими с горы ручьями.

Вопрос № 3 Какое предложение называется сложносочинённым?

1. Сложное предложение, в котором простые предложения связаны сочинительными союзами.

2. Сложное предложение, в котором простые предложения связаны подчинительными союзами

3. Сложное предложение, в котором простые предложения связаны интонацией.

Вопрос № 4 Какое предложение называется сложноподчинённым?

1. Сложное предложение, в котором простые предложения связаны сочинительными союзами

2. Сложное предложение, в котором простые предложения связаны подчинительными союзами

3. Сложное предложение, в котором простые предложения связаны интонацией.

Вопрос № 5 Какое предложение называется бессоюзным?

1. Сложное предложение, в котором простые предложения связаны сочинительными союзами

2. Сложное предложение, в котором простые предложения связаны интонацией.

3. Сложное предложение, в котором простые предложения связаны подчинительными союзами

Вопрос № 6 Нужно ли поставить запятую в приведённом ниже предложении?
После обеда туман рассеялся и выглянуло солнце.

1. Да, запятая нужна.

2. Нет, запятая не нужна.

Вопрос № 7 Какой союз связывает части сложносочинённого предложения?
Местами зеленели небольшие кустики, да белели стволы карельских берёз.

1. разделительный

2. противительный

3. соединительный

Вопрос № 8 Какое из записанных предложений является сложноподчинённым?
1. Все уже были дома к моему возвращению.

2.Все уже были дома, когда я вернулся.

3.Все уже были дома, и я вернулся.

Вопрос № 9 Сложноподчинённое предложение состоит из:

1. главного и придаточного

2. двух равноправных между собой предложений

Вопрос № 10 В каком предложении части сложноподчинённого предложения связаны союзным словом?

1. Мой брат решил, что ему делать.

2. Мой брат решил, что поедет учиться.

Вопрос № 11 Определите вид подчинительной связи в предложении:
Мы знаем, что ныне лежит на весах и что совершается ныне.

1. Однородное подчинение

2. Последовательное подчинение

Вопрос № 12 Какой вид связи отсутствует в данном предложении:
Переулок был весь в садах, и у заборов росли липы, бросавшие теперь, при луне, широкую тень, так что за­боры и ворота на одной стороне совершенно утопали в потёмках.

1. Союзная сочинительная

2. Союзная подчинительная

3. Бессоюзная

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5cdc300bc3886300b3495644/slojnoe-predlojenie-5ea2f39fd87aaa4f6a60ba4f

Что такое сложное предложение?

Основной еди­ни­цей речи явля­ет­ся пред­ло­же­ние. Уточним, что назы­ва­ет­ся пред­ло­же­ни­ем в рус­ском язы­ке.

Предложение — это грам­ма­ти­че­ски оформ­лен­ное соеди­не­ние несколь­ко слов, обла­да­ю­щее смыс­ло­вой и инто­на­ци­он­ной завер­шен­но­стью.

Отдельные сло­ва гово­ря­щий объ­еди­ня­ет в одно выска­зы­ва­ние, что­бы выра­зить какую-то мысль, пере­дать её дру­гим. С помо­щью пред­ло­же­ния мож­но сооб­щить инфор­ма­цию, офор­мить вопрос или поже­ла­ние, прось­бу, при­каз.

В пред­ло­же­нии сло­ва само­сто­я­тель­ных частей речи при­об­ре­та­ют такую грам­ма­ти­че­скую фор­му, кото­рая поз­во­ля­ет выра­зить закон­чен­ную мысль с помо­щью опре­де­лен­ной инто­на­ции.

В небе про­ле­тел сереб­ри­стый само­лёт.

Кто про­чи­та­ет это сти­хо­тво­ре­ние?

Позвони мне сего­дня вече­ром, пожа­луй­ста!

Это про­стые пред­ло­же­ния, кото­рые име­ют одну грам­ма­ти­че­скую осно­ву, — под­ле­жа­щее и ска­зу­е­мое или толь­ко один глав­ный член пред­ло­же­ния.

Простые пред­ло­же­ния могут объ­еди­нять­ся в более слож­ные син­так­си­че­ские кон­струк­ции, кото­рые насчи­ты­ва­ют в сво­ем соста­ве несколь­ко про­стых пред­ло­же­ний. Тогда по отно­ше­нию к ним сле­ду­ет упо­тре­бить тер­мин «слож­ное пред­ло­же­ние».

Сложное пред­ло­же­ние состо­ит из двух и более про­стых пред­ло­же­ний, то есть соот­вет­ствен­но из несколь­ких грам­ма­ти­че­ских основ.

Откуда ни возь­мись набе­жа­ли туч­ки, и из них зака­пал неспеш­ный дождь.

Сложное пред­ло­же­ние — это два или несколь­ко про­стых пред­ло­же­ний, объ­еди­нен­ных по смыс­лу и обла­да­ю­щих инто­на­ци­он­ной закон­чен­но­стью.

Простые пред­ло­же­ния в соста­ве слож­но­го свя­зы­ва­ют­ся меж­ду собой с помо­щью раз­лич­ных сою­зов или толь­ко инто­на­ци­ей.

В зави­си­мо­сти от вида свя­зи меж­ду частя­ми слож­ные пред­ло­же­ния под­раз­де­ля­ют­ся на

С этой точ­ки зре­ния рас­смот­рим виды слож­ных пред­ло­же­ний.

Виды сложных предложений

В союз­ных пред­ло­же­ни­ях их части свя­за­ны с помо­щью сою­зов или союз­ных слов, а в бес­со­юз­ных — толь­ко инто­на­ци­ей.

Союзные пред­ло­же­ния раз­де­ля­ют­ся на два основ­ных вида:

  • слож­но­со­чи­нен­ные
  • слож­но­под­чи­нен­ные.

Сложносочиненные предложения

Сложносочиненные пред­ло­же­ния объ­еди­ня­ют про­стые пред­ло­же­ния, кото­рые явля­ют­ся меж­ду собой син­так­си­че­ски рав­но­прав­ны­ми. Между ними суще­ству­ет сочи­ни­тель­ная связь, кото­рая выра­жа­ет­ся с помо­щью сою­зов:

  • соеди­ни­тель­ных (и, да, тоже, так­же, ни…ни);
  • про­ти­ви­тель­ных (а, но, да=но, зато, толь­ко, же);
  • раз­де­ли­тель­ных (или, либо, не то…не то, то…то).

Сложносочиненное пред­ло­же­ние — это слож­ное пред­ло­же­ние, в соста­ве кото­ро­го про­стые рав­но­прав­ные пред­ло­же­ния соеди­не­ны с помо­щью сочи­ни­тель­ных сою­зов.

Примеры сложносочиненных предложений

Налетел ветер, и летят с дере­вьев раз­но­цвет­ные листья, кру­жась в осен­нем хоро­во­де.

В поле све­жий ветер румя­нит щёки, в лесу тоже лег­ко дышит­ся сре­ди сосен.

Сверкнула осле­пи­тель­ная мол­ния, а затем раз­дал­ся оглу­ши­тель­ный удар гро­ма.

Либо она ско­ро сама при­дёт, либо толь­ко позво­нит.

Не то послы­шал­ся писк какой-то пти­цы, не то скрип­ну­ла дверь.

Сложноподчиненное предложение

Сложноподчиненное пред­ло­же­ние так­же состо­ит из несколь­ких про­стых пред­ло­же­ний, но связь меж­ду ними  нерав­но­прав­ная. Одно пред­ло­же­ние явля­ет­ся глав­ным, а вто­рое зави­си­мым от него, то есть при­да­точ­ным.

Я пом­ню, (что?) как в дет­стве мы бега­ли босые у реки.

Придаточных пред­ло­же­ний может быть не одно, а несколь­ко.

Сложноподчиненное пред­ло­же­ние — это глав­ное пред­ло­же­ние и два или более при­да­точ­ных пред­ло­же­ний, свя­зан­ных с ним по смыс­лу под­чи­ни­тель­ной свя­зью.

В слож­но­под­чи­нен­ном пред­ло­же­нии нерав­но­прав­ная связь меж­ду про­сты­ми пред­ло­же­ни­я­ми выра­жа­ет­ся с помо­щью союз­ных слов или под­чи­ни­тель­ных сою­зов, кото­рые по зна­че­нию делят­ся на груп­пы:

  • изъ­яс­ни­тель­ные — что, что­бы, как, буд­то и пр.;
  • при­чин­ные — пото­му что, посколь­ку, так как и пр;
  • целе­вые — что­бы, для того что­бы, лишь бы и пр.;
  • вре­мен­ные — когда, лишь, как толь­ко, лишь толь­ко и пр.;
  • услов­ные — если, раз, ли и пр.;
  • срав­ни­тель­ные — как, как буд­то, слов­но, подоб­но тому как и пр.;
  • усту­пи­тель­ные — хотя, несмот­ря на то что, пусть, пус­кай и пр.;
  • след­ствия — так что, вслед­ствие чего, в силу чего.

От глав­но­го пред­ло­же­ния или одно­го сло­ва в нём к зави­си­мо­му пред­ло­же­нию мож­но задать син­так­си­че­ский вопрос, и по смыс­лу опре­де­лить вид при­да­точ­но­го пред­ло­же­ния.

Легкие вол­ны кача­ли жёл­тые кув­шин­ки, (какие?) кото­рые были похо­жи на малень­кое сол­ныш­ко, упав­шее в воду (при­да­точ­ное опре­де­ли­тель­ное пред­ло­же­ние).

Бессоюзные предложения

Бессоюзное слож­ное пред­ло­же­ние стро­ит­ся по смыс­лу из про­стых пред­ло­же­ний и оформ­ля­ет­ся инто­на­ци­он­но. Между про­сты­ми пред­ло­же­ни­я­ми нет сою­зов или союз­ных слов, а суще­ству­ет толь­ко смыс­ло­вая и инто­на­ци­он­ная связь.

В зави­си­мо­сти от смыс­ло­вых отно­ше­ний меж­ду про­сты­ми пред­ло­же­ни­я­ми ста­вит­ся либо запя­тая, либо тире, либо двое­то­чие.

Из-за леса вста­ло золо­тое солн­це, запе­ли пти­цы, ожи­ли горо­да и посёл­ки.

Раздался удар гро­ма — полил дождь как из вед­ра.

Существует мне­ние: Петербург похож на Венецию.

Сложные предложения с разными видами связи

В худо­же­ствен­ных текстах часто упо­треб­ля­ют­ся слож­ные пред­ло­же­ния, в кото­рых меж­ду про­сты­ми пред­ло­же­ни­я­ми соче­та­ют­ся все виды син­так­си­че­ской свя­зи:

  • сочи­ни­тель­ная
  • под­чи­ни­тель­ная
  • бес­со­юз­ная.

Такие кон­струк­ции назы­ва­ют­ся слож­ны­ми пред­ло­же­ни­я­ми с раз­ны­ми вида­ми свя­зи.

Наступила ночь, и из-за обла­ков вско­ре пока­за­лась блед­ная луна, она зали­ла окрест­но­сти блед­ным сереб­ри­стым све­том, кото­рый отра­зил­ся на тем­ной воде озе­ра мер­ца­ю­щей дорож­кой.

Как определить сложное предложение?

Можно понять, что пред­ло­же­ние явля­ет­ся слож­ным, если выявить в нем грам­ма­ти­че­скую осно­ву. Если осно­ва не одна, а их две и более, то пред­ло­же­ние слож­ное.

Тип слож­но­го пред­ло­же­ния выяс­ним по сочи­ни­тель­ной, под­чи­ни­тель­ной или бес­со­юз­ной свя­зи.

Итак, дей­ству­ем по алго­рит­му:

  1. под­черк­нем под­ле­жа­щее и ска­зу­е­мое в про­стых пред­ло­же­ни­ях;
  2. опре­де­лим, есть ли союз (союз­ное сло­во) меж­ду пред­ло­же­ни­я­ми;
  3. выяс­ним, с помо­щью како­го сою­за соеди­не­ны пред­ло­же­ния (сочи­ни­тель­но­го или под­чи­ни­тель­но­го);
  4. сде­ла­ем вывод:
  • пред­ло­же­ние слож­но­со­чи­нен­ное;
  • слож­но­под­чи­нен­ное;
  • бес­со­юз­ное пред­ло­же­ние.

Образец рассуждения

Маша уви­де­ла, как боль­шая серая пти­ца села на вет­ку берё­зы.

В этом пред­ло­же­нии две грам­ма­ти­че­ские осно­вы:

  • Маша уви­де­ла;
  • пти­ца села.

Между дву­мя про­сты­ми пред­ло­же­ни­я­ми суще­ству­ет под­чи­ни­тель­ная связь, кото­рая выра­же­на сою­зом «как». «Маша уви­де­ла» — это глав­ное пред­ло­же­ние. От сло­ва «уви­де­ла» к при­да­точ­но­му пред­ло­же­нию зада­дим вопрос что?

Это слож­но­под­чи­нён­ное пред­ло­же­ние с при­да­точ­ным изъ­яс­ни­тель­ным.

урок «Простое и сложное предложение»

Источник: https://RusskiiYazyk.ru/sintaksis/slozhnoe-predlozhenie.html

Сложные предложения: 5 сложных предложений, как их составить?

Как создать сложное предложение. Сложные предложения

Предложение – это синтаксическая единица, которая выражает законченную мысль. Предложение состоит из слов или словосочетаний.

У предложения есть грамматическая основа – подлежащее и/или сказуемое.

Предложения с одной грамматической основой называются простыми, а с несколькими грамматическими основами – сложными.

Читайте подробнее: Простое предложение в русском языке. Примеры

5 сложных предложений – примеры

  1. В помещение вошла дама, и джентльмены встали. (Сложносочиненное предложение)

  2. Пассажир приехал на вокзал к полудню, но поезд уже ушел. (Сложносочиненное предложение)

  3. Как только опоздавшие вошли в зал, спектакль начался. (Сложноподчиненное предложение)

  4. Мы почти ничего не услышали, потому что на трибуне не работал микрофон. (Сложноподчиненное предложение)

  5. Собака лает, караван идет. (Бессоюзное предложение)

Сложные предложения с однородными членами и причастными оборотами

Сложное предложение может дополнительно содержать однородные члены, причастные и деепричастные обороты, вводные слова, обращения. В этом случае они также выделяются запятыми в соответствии с правилами.

О знаках препинания при однородных членах читайте здесь: Что такое однородные члены предложения

О том, как выделять запятыми причастные и деепричастные обороты, читайте в статье: Что такое причастие и деепричастие

О том, как выделять вводные слова, читайте в статье: Вводные слова в русском языке

Об обращениях читайте здесь: Обращение в русском языке

10 примеров сложных предложений из русской литературы

Однажды осенью матушка варила в гостиной медовое варенье, а я, облизываясь, смотрел на кипучие пенки.
А.С. Пушкин. «Капитанская дочка»

Уж солнце начинало прятаться за снеговой хребет, когда я въехал в Койшаурскую долину.
М.Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени»

Покамест слуги управлялись и возились, господин отправился в общую залу.
Н.В. Гоголь. «Мертвые души»

Раздался крик команды, опять полк звеня дрогнул, сделав на караул.
Л.Н. Толстой. «Война и мир»

Петр глянул в сторону, куда указывал барин.
И.С. Тургенев. «Отцы и дети»

Сегодня утром вспомнила, что я именинница, и вдруг почувствовала радость, и вспомнила детство, когда еще была жива мама.
А.П. Чехов. «Три сестры»

Когда лошади стали, он выкинул из тарантаса ногу в военном сапоге с ровным голенищем и, придерживая руками в замшевых перчатках полы шинели, взбежал на крыльцо избы.
И.А. Бунин. «Темные аллеи»

Жизнь Берлиоза складывалась так, что к необыкновенным явлениям он не привык.
М.А. Булгаков. «Мастер и Маргарита»

Темные деревья дремали раскорячившись, объятые лаской спокойного дождя; им было так хорошо, что они изнемогали и пошевеливали ветками без всякого ветра.
А.П. Платонов. «Чевенгур»

Хозяйка пришла звать его к телефону, и он, вежливо сутулясь, последовал за ней в столовую
В.В. Набоков. «Дар»

Ошибки в сложных предложениях: ошибка в построении сложного предложения

Одно из заданий в ЕГЭ по русскому языку – найти ошибку в построении сложного предложения.

К типичным ошибкам в сложных предложениях относятся:

  • Избыточные союзы с близким значением: Лучше сделать это сразу, чем нежели откладывать на потом.
  • Избыточное употребление частицы «бы»: Я прошу, чтобы вы сказали бы мне правду.
  • Лишнее указательное слово в главной части предложения: Она сказала то, что это неправда.
  • Неправильно использованный союз: Мама всегда меня ругает, что я разбрасываю свои вещи.
  • Повторное употребление одного и того же союза при последовательном подчинении нескольких придаточных: Я просил, чтобы вы сказали им, чтобы они не опаздывали.
  • Несогласованность придаточной части: Матрена была тем праведником, без которой, по пословице, не стоит село.
  • Нарушение смысла при отделении слова «который» от замещаемого слова: Я увидел человека в доме, который раньше был на улице.
  • Использование причастного оборота и придаточного как однородных членов: На столе лежали книги, купленные недавно и которые мне хотелось прочитать.

Для примера разберем пару заданий из ЕГЭ нового формата:

Задание 1. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между грам­ма­ти­че­ски­ми ошиб­ка­ми и пред­ло­же­ни­я­ми, в ко­то­рых они до­пу­ще­ны: к каж­дой по­зи­ции пер­во­го столб­ца под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

Грамматические ошибкиПредложения
А) на­ру­ше­ние в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния с при­част­ным обо­ро­томБ) на­ру­ше­ние в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния с не­со­гла­со­ван­ным при­ло­же­ни­емВ) на­ру­ше­ние связи между под­ле­жа­щим и ска­зу­е­мымГ) ошиб­ка в по­стро­е­нии слож­но­го пред­ло­же­нияД) на­ру­ше­ние ви­до­вре­мен­ной со­от­несенно­сти гла­голь­ных форм1) На уроке все, кто про­чи­тал учеб­ник, смог вы­пол­нить са­мо­сто­я­тель­ную ра­бо­ту.2) Ве­че­ром мы уже были на ту­ри­сти­че­ской базе, ко­то­рая сто­я­ла на бе­ре­гу моря и за­ни­ма­ла почти пол­пар­ка.3) Я не за­ме­тил, что был ли кто-ни­будь еще так рас­стро­ен, как она.4) Тех, кто в ХVIII сто­ле­тии вы­ска­зал пред­по­ло­же­ние о воз­мож­но­сти пе­ре­да­чи энер­гии по про­во­дам, счи­та­ли фан­тазерами.5) Об ис­то­рии со­зда­ния Тре­тья­ков­ской га­ле­реи рас­ска­зы­ва­ет Л. Во­лын­ский в книге «Лицо вре­ме­ни».6) Со­глас­но плану опе­ра­ции, мне было по­ру­че­но уни­что­жить за­сев­ше­го снай­пе­ра на де­ре­ве.7) Никто не уди­вил­ся, что он идет и стал ко­пать вме­сте с ра­бо­чи­ми8) В жур­на­ле «Юно­сти» была опуб­ли­ко­ва­на ре­цен­зия на новый сбор­ник сти­хов мо­ло­дых по­этов.9) Бла­го­да­ря ду­шев­но­сти, доб­ро­те, вза­и­мо­по­ни­ма­нию ро­ди­те­лей в семье все­гда ца­ри­ли мир и со­гла­сие.

Правильный ответ: 68137
Ошибка при построении сложного предложения допущена в пункте 3: «Я не заметил, что был ли кто-нибудь еще так расстроен, как она». Использован лишний союз – «что». При наличии частицы «ли» союз не ставится.

Задание 2. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Грамматические ошибкиПредложения
А) нарушение в построении предложения с причастным оборотомБ) нарушение в построении предложения с несогласованным приложениемВ) нарушение связи между подлежащим и сказуемымГ) ошибка в построении сложного предложенияД) нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм1) Каждый, кто читал повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка», сочувствуют главным героям.2) Прекрасны бывают не только nобеды, но и поражения, не только корабли, но и причалы.3) Села розовая птица на песчаный берег и так неторопливо сложила свои волнистые крылья, что как будто кружевной подол платья подобрала.4) По приезде хорошо знавший город гость легко разыскал ту улицу, которая ему была нужна.5) Не зная прошлого, невозможно понять подлинный смысл настоящего и цели будущего.6) Одному из героев романа, ищущим смысл жизни, открывается путь к внутренней свободе.7) История обогатила нас новыми идеями и расширяет наш умственный горизонт.8) В журнале «Науке и жизни» не раз публиковались статьи о достижениях генной инженерии.9) Иллюминатор согласно боевой обстановке был тщательно занавешен.

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Правильный ответ: 68137
Ошибка при построении сложного предложения допущена в пункте 3: «Села розовая птица на песчаный берег и так неторопливо сложила свои волнистые крылья, что как будто кружевной подол платья подобрала». Ошибка снова в том, что использован лишний союз – «что».

Источник: https://www.anews.com/p/121901604-slozhnye-predlozheniya-5-slozhnyh-predlozhenij-kak-ih-sostavit/

Как составить схему предложения: основные виды с примерами

Как создать сложное предложение. Сложные предложения

Привет двоечники. Бродил недавно по просторам интернета и наткнулся на учебник по русскому языку. Вспомнил эту школу, в которую приходилось ходить каждый день и просиживать штаны. Несмотря на то, что я всегда учился ну….

скажем неплохо, повторить этот опыт я бы не хотел. В учебнике нашёл урок про то, как правильно составляется структура предложений.

  И решил написать про это статью, чтобы вы, застигнутые ностальгией по школьным временам, или, вдруг, необходимостью, не бродили в поисках учебниках по русскому языку, а пришли ко мне в блог.

Кто-то возразит: «Школа давно закончилась, напишем без схем». Такая точка зрения вполне справедлива. Для тех, кто общается с помощью СМС и игровых чатов.  Итак, сегодня тема нашего занятия звучит так: «Как составить схему предложения?»  Тем более если вы копирайтер или хотите им стать и зарабатывать больше чем ваша училка, знание схем предложений, к сожалению, необходимо.

Порядок составления схемы предложения

  1. Определить тип предложения по цели высказывания и по интонации. Предложения по цели высказывания делаться: на повествовательные, вопросительные, побудительные. По эмоциональной окраске – восклицательные и невосклицательные.
  2. Найти основу – подлежащее и сказуемое.

    Основа ‑ это главная мысль предложения, та важная информация, которую мы хотим донести.

  3. Определить тип предложения по строению: простое или сложное.
  4. Разбить сложное предложение на простые составляющие. Отметить границы простых предложений.

  5. Выделить причастный или деепричастный оборот, проследить перечисления.
  6. Определить союзную связь. Проверить правильность применения сочинительного или подчинительного союза.

Для составления схемы понадобятся графические обозначения.

Равноправные предложения в составе сложного предложения обозначим квадратными скобками. Подчиненное вместе с союзом – круглыми скобками. Главное слово, от которого задается вопрос, — крестиком.

Схема простого предложения

Рассмотрим сразу пример. Начнем с самого легкого задания для начальной школы.

Это простое двухсоставное предложение. Различают также односоставное, когда главные члены предложения выражены одним подлежащим или одним сказуемым. Простые предложения бывают распространенными, как в нашем случае, или нераспространенными, к примеру:

Обращаем внимание на сказуемое. Оно может быть простым или сложным:

  • Простым: «Михаил сочинял».
  • Составным глагольным: «Миша хотел писать на диване».
  • Составным именным: «Миша был другом для меня».

В простом предложении может быть обращение:

Иван, сядь в левый ряд. Схема предложения следующая

[│О│,…..].

Важно выделить обращение запятыми так же, как и вводные слова.

К несчастью, такое случалось довольно часто

[│ВВ│,…..].

Не забываем найти и выделить деепричастный или причастный обороты.

Не отрывая глаз, смотрел на нее пес

[│ДО│, Х …].

Вид, открывшийся перед ним, был похож на зачарованное царство холода.

 [ Х,│ ПО│, …..].

В литературных текстах, в текстах-рассуждениях часто встречается прямая речь.

«Не заходи во двор!»- громко крикнул незнакомец.

«[П!]»- [а].

«Ура, братцы!- закричал он. – Кажется, наше дело начинает идти на лад».

«[П..,│О│!] — [а]. — [│ВВ│,…П..]».

Итак, училка по английскому. Представьте у меня все пятерки (80 процентов), я иду на красный диплом техникума, олимпиады, конференции – меня знают все. И эта…… ну…. женщина ставит мне тряк. Я ей говорю: вы что не нормальная, посмотрите на мои оценки, вы что творите? И нифига – якобы принцип.

Хотя какой на хер принцип, когда она ставила четверки спортсменам, которые не приходили вообще на пары и за банку кофе ставила пятерки. И ей все это говорили, Паше надо поставить хотя бы четверку.  Короче жесть.

Уже на защите диплома вмешался сам директор и она поставила мне 4 уже после защиты, но красный диплом был потерян.

Схема сложного предложения

Различают несколько видов сложных предложений. Рассмотрим их по порядку.

Сложносочиненное — это два простых равноправных предложения, соединенные сочинительным союзом.

Стены тоннеля раздвинулись, и путешественники очутились в огромном подлунном гроте.

Схема здесь несложная […..], и […..].

В сложноподчиненном предложении одна часть главная, вторая подчиняется, сопутствует первой.

Отдельные колонны были так огромны, что доставали своими вершинами до самого свода.

[…..], (что ….).

Окружающий воздух был намного чище того, который он вдыхал дома.

[…..], (которым ….).

Подчинение в таких предложениях происходит с помощью подчинительных союзов.

Бессоюзное предложение аналогично сложносочиненному, но не имеет союза.

Телевизионная студия предлагала смехотворно малую сумму – Мига рассердился.

[…..] — […..].

В нашем примере недовольство Миги вызвано действиями, произведенными в первой части сложного предложения. Но союза нет, его заменяет знак тире.

Не запутайтесь, составляя схему с разными типами связи. Разбить такие предложения, при этом не потеряв главную мысль, бывает очень сложно.

Дно тоннеля уходило вниз, поэтому идти было легко и просто: казалось, кто-то толкает в спину, и впереди скоро зажжется свет.

 […..], (поэтому ….): [│ВВ│,…], и [….].

Сложное предложение может иметь несколько придаточных частей, вытекающих одно из другого. Это последовательное подчинение.

Ребятам сообщили, что завтра будет праздник, который закончится карнавальным шествием.

[…..],

↓ что?

 (что ….),

↓ какой?

 (который ….).

Различают также параллельное подчинение. От главного предложения задаются разные вопросы к придаточным частям. Придаточные части в данном случае могут практически без изменения сделаться отдельными простыми предложениями.

Когда пришел фотограф, Серенький завернул акцию в платочек, чтобы спрятать ее за пазуху.

                      […..]

↓ когда?                   ↓ зачем?

 (когда ….),             (чтобы ….).

В русском языке выделяют однородное подчинение. Это перечисление простых предложений. К ним задается одинаковый вопрос от главной части, и соединяются они одинаковым союзом.

Наблюдая весной за природой, можно заметить, как прилетают птицы, как появляются нежные листочки, как зацветают первые цветы.

                      […..]

↓ что?            ↓ что?            ↓ что?

 (как ….),     (как ….),      (как ….).

Основные виды предложений рассмотрены. Читая и анализируя текст, внимательно просматривайте большие по конструкции предложения. Выделяйте главную информацию. Мысленно задавайте вопросы от главного слова или главной части к придаточной или подчиненной. Это поможет уловить суть и правильно расставить знаки препинания.

Всем творческих успехов. Ну и найдите 10 отличий на этих картинках и напишите за сколько у вас это получилось сделать.

Найди 10 отличий

Источник: https://copirayter.ru/kak-sostavit-skhemu-predlozheniya/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.