Как выглядят клетки помидора под микроскопом. Сборник лабораторных работ по биологии

§ 7. Строение клетки

Как выглядят клетки помидора под микроскопом. Сборник лабораторных работ по биологии

1. Почему микроскоп, с которым вы работаете, называют световым?

Микроскоп называется световым благодаря тому, что главный принцип его работы заключён в улавливании луча света зеркалом и направлении его на исследуемый объект. Без правильно направленного луча света световой микроскоп не работает.

2. Как называют мельчайшие крупинки, из которых состоят плоды и другие органы растений?

Мельчайшие крупинки, которые можно увидеть при рассматривании мякоти плодов и других частей растений, называются клетками. Это элементарные единицы строения всех живых организмов (кроме вирусов).

Лабораторные работы

Лабораторная работа: «Приготовление и рассматривание препарата кожицы чешуи лука под микроскопом»

1. Рассмотрите на рисунке 18 последовательность приготовления препарата кожицы чешуи лука.

2. Подготовьте предметное стекло, тщательно протерев его марлей.

3. Пипеткой нанесите 1—2 капли воды на предметное стекло.

4. При помощи препаровальной иглы осторожно снимите маленький кусочек прозрачной кожицы с внутренней поверхности чешуи лука. Положите кусочек кожицы в каплю воды и расправьте кончиком иглы.

5. Накройте кожицу покровным стеклом, как показано на рисунке.

6. Рассмотрите приготовленный препарат при малом увеличении. Отметьте, какие части клетки вы видите.

При малом увеличении можно увидеть оболочку клетки, ядро клетки и цитоплазму клетки лука. Если же внимательно присмотреться, то можно также разглядеть вакуоли клетки.

7. Окрасьте препарат раствором йода. Для этого нанесите на предметное стекло каплю раствора йода. Фильтровальной бумагой с другой стороны оттяните лишний раствор.

8. Рассмотрите окрашенный препарат. Какие изменения произошли?

Препарат лука изменил цвет и стал фиолетовым. Стали более заметно видны части отдельных клеток: ядро, оболочка, вакуоли и цитоплазма. Стали виды поры оболочки клеток (маленькие фиолетовые точки).

9. Рассмотрите препарат при большом увеличении. Найдите на нём тёмную полосу, окружающую клетку, — оболочку; под ней золотистое вещество — цитоплазму (она может занимать всю клетку или находиться около стенок). В цитоплазме хорошо видно ядро. Найдите вакуоль с клеточным соком (она отличается от цитоплазмы по цвету).

10. Зарисуйте 2—3 клетки кожицы лука. Обозначьте оболочку, цитоплазму, ядро, вакуоль с клеточным соком.

Лабораторная работа: «Пластиды в клетках листа элодеи»

1. Приготовьте препарат клеток листа элодеи. Для этого отделите лист от стебля, положите его в каплю воды на предметное стекло и накройте покровным стеклом.

2. Рассмотрите препарат под микроскопом. Найдите в клетках хлоропласты.

3. Зарисуйте строение клетки листа элодеи.

Вопросы в конце параграфа

1. Как приготовить препарат кожицы чешуи лука?

  1. Подготовить предметное стекло — очистить его салфеткой.
  2. Нанести на предметное стекло пипеткой 1-2 капли воды.
  3. При помощи препаровальной иглы осторожно снять небольшой кусочек прозрачной луковой кожицы и положить его в каплю воды. Аккуратно расправить кожицу лука на предметном стекле препаровальной иглой и пинцетом.
  4. Накрыть подготовленный микропрепарат покровным стеклом.

2. Какое строение имеет клетка?

Клетка состоит из:

  • оболочки — плотного покрытия с порами (у растительных клеток оболочки плотные, так как содержат много целлюлозы);
  • мембраны — тонкой плёнки, находящейся под оболочкой;
  • цитоплазмы — бесцветного вязкого вещества внутри клетки;
  • ядра с ядрышком — небольшого плотного шара, который регулирует процессы жизнедеятельности клетки и несет в себе наследственную информацию;
  • вакуолей — полостей внутри клетки, заполненных клеточным соком (в соке могут содержаться пластиды и красящие пигменты).

3. Где находится клеточный сок и что в нём содержится?

Клеточный сок находится в вакуолях клетки. Клеточный сок — это вода с растворёнными в ней веществами: сахаридами, органическими и неорганическими веществами. В соке также могут содержаться пластиды и пигменты — красящие вещества.

4. В какой цвет красящие вещества, находящиеся в клеточном соке и в пластидах, могут окрашивать различные части растений?

Пигменты, находящиеся в клеточном соке и в пластидах, могут окрашивать части растений в самые разные цвета: зелёный, жёлтый, красный, оранжевый, синий, фиолетовый, чёрный и т.д.

Задания

Приготовьте препараты клеток плодов томатов, рябины, шиповника. Для этого в каплю воды на предметном стекле иглой перенесите частицу мякоти. Кончиком иглы разделите мякоть на клетки и накройте покровным стеклом. Сравните клетки мякоти плодов с клетками кожицы чешуи лука. Отметьте окраску пластид.

Зарисуйте увиденное. В чём сходство и различие клеток кожицы лука и плодов?

Сходство клеток кожицы лука и плодов в том, что они все состоят из оболочки, ядра, цитоплазмы и вакуолей.

Отличия клеток лука и плодов в том, что у плодов пластиды окрашены в красный цвет, а у клеток кожицы лука пластиды бесцветные. Также клетки отличаются по форме, расположению вакуолей и цитоплазмы.

Задания для любознательных

Вы можете сами приготовить «исторический» препарат. Для этого положите тонкий срез светлой пробки в спирт. Через несколько минут начните добавлять воду по каплям, чтобы удалить из ячеек — «клеток» воздух, затемняющий препарат. Затем рассмотрите срез под микроскопом. Вы увидите то же, что Р. Гук в XVII в.

Если проделать описанный опыт, то, как и Р. Гук, можно увидеть, что пробка состоит из ячеек. Именно эти ячейки Р. Гук и назвал клетками.

Словарик

Оболочка — это внешняя плотная часть клетки, которая её защищает от внешнего воздействия. У растительных клеток в состав оболочки входит большое количество целлюлозы, что делает оболочки растительных клеток особенно прочными.

Цитоплазма клетки — это бесцветное вязкое вещество внутри клетки, которое разрушается при сильном замораживании или нагревании.

Ядро клетки — это небольшой плотный шар, который регулирует процессы жизнедеятельности клетки и в котором находится вся наследственная информация об организме.

Ядрышко клетки — это составная часть ядра клетки.

Вакуоли — это полости внутри клетки, заполненные клеточным соком.

Пластиды — это мелкие тельца, расположенные в цитоплазме клетки. Пластиды растительных клеток могут быть бесцветными или окрашенными в разные цвета: желтый, зелёный, оранжевый и т.д.

Хлоропласты — это вид пластиды, окрашенные в зелёный цвет.

Пигменты — это красящие вещества, придающие различную окраску лепесткам, плодам и другим частям растений.

Хлорофилл — это зелёный пигмент, находящийся внутри хлоропластов.

Источник: https://bio-geo.ru/uc-pasechnik-5-7/

Лабораторная работа: Кожица лука под микроскопом – исследование особенностей строения микропрепарата

Как выглядят клетки помидора под микроскопом. Сборник лабораторных работ по биологии

Клетки эпидермиса можно проанализировать в ходе исследования кожицы лука под микроскопом.

Лабораторная работа позволит внимательно изучить структуру клетки лука, используя его кожицу, а также увидеть и сделать анализ функций основных органелл растительной клетки.

Для исследования понадобится небольшая часть луковицы, которую необходимо подготовить, а затем рассмотреть слой эпидермиса под микроскопом.

Задачи для учащихся

Основные задачи:

  1. Формирование желания изучать природные объекты.
  2. Развитие интеллектуальных умений и когнитивных способностей.
  3. Мотивация к изучению и исследованию, а также получению знаний, умений и навыков по предмету «Биология» и других естественных наук.

Внепредметные (метапредметные) задачи:

  1. Проведение исследовательской деятельности (самостоятельно или по парам).
  2. Умение анализировать и искать информацию в различных источниках.
  3. Навык рисования схематических изображений, увиденных в микроскопе, их дальнейший анализ и расшифровка.
  4. Овладение методами наблюдения, анализа и моделирования.
  5. Использование коммуникативных навыков и речевого аппарата для формулирования вывода по исследовательской деятельности.
  6. Умение учитывать регулятивные особенности и выполнять задание в установленные сроки.

Предметные задачи:

  1. Получение основных и самых важных представлений о клетке.
  2. Умение сравнивать биологические объекты (в данном случае растительную и животную клетки).
  3. Навык описывать биологический объект, оперируя терминами и описаниями биологических явлений.
  4. Знание основных клеточных структур и умение описывать их функции.
  5. Умение работать с микроскопом.
  6. Приобретение навыка подготовки рабочего места, приготовления микропрепарата и выполнения всех ступеней подготовительного этапа.

Правила занятий

Необходимо помнить о том, что работу можно проводить лишь после тщательного изучения техники безопасности и строения микроскопа, без которых проведение исследования невозможно. Работа предполагает использование различных режущих и колющих предметов (например, нож, пинцет и препаровальная игла).

Место проведения работы должно быть подготовлено. Прежде чем приступать к исследованию, необходимо протереть стол и выполнить все пункты подготовительного этапа. Для этого нужно ознакомиться с правилами безопасности и правилами оформления рисунка.

Учитель должен предоставить правила ученикам до того, как учащиеся приготовят препарат кожицы чешуи лука.

Техника безопасности

Все правила безопасности подлежат строгому соблюдению:

  1. Необходимо быть очень внимательным и аккуратным при работе с острыми приборами.
  2. Нужно убрать со стола все лишние вещи.
  3. Запрещено ходить по классу во время исследования, так как это может повлиять на работу, результаты других учеников и безопасность оптических приборов.
  4. Все этапы работы должны производиться над подносом для приборов, чтобы не запачкать рабочее место йодом.

После объяснения правил безопасности и раздачи всех необходимых материалов для работы, необходимо обратить внимание на правильное оформление рисунка и дефиниции биологических терминов.

Оформление рисунка

  • Рисунок должен иметь название.

  • Изображение должно быть нарисовано в левой части рабочей страницы и занимать примерно одну четверть пространства на листе (рисунок должен быть крупным и отчётливым).

  • К отдельным объектам на рисунке подпись не ставится, объекты нумеруются на отходящих отрезках, начерченных простым карандашом.
  • Цифры необходимо расшифровать справа или под рисунком.

Описание исследования

Лабораторная работа может выглядеть следующим образом (некоторые моменты исследования могут быть изменены в зависимости от требований и условий работы):

Название: Исследование микропрепарата кожицы лука под микроскопом.

Цель исследования: изучение структуры клетки кожицы лука, функций органелл.

лук, микроскоп, предметное стекло, покровное стекло, йод, пипетка, салфетка, фильтровальная бумага, пинцет, нож, препаровальная игла.

План проведения лабораторной работы

  • подготовить и почистить луковицу, разрезать ножом и снять плёнку (защитный слой) с помощью пинцета с одной из чешуек лука;
  • настроить микроскоп;
  • протереть салфеткой предметное стекло.

  • поместить один слой эпителия луковых клеток на предметное стекло, используя препаровальную иглу и, если это необходимо, пинцет (не рекомендуется делать это рукой);
  • с помощью пипетки капнуть йод на предметное стекло, чтобы окрасить эпителий лука для лучшего наблюдения микропрепарата (излишки йода можно удалить фильтровальной бумагой, не повреждая эпителия лука);
  • разместить на окрашенной кожице лука покровное стекло и удалить все пузырьки с поверхности исследуемого объекта;
  • поместить готовый микропрепарат на предметный столик;
  • рассмотреть готовый микропрепарат под различными увеличениями (х4, х10, х40) с широко открытой диафрагмой;
  • медленно увеличивать и уменьшать интенсивность света, закрывая диафрагму, наблюдая за изменением изображения для получения идеальных условий изучения объекта.
  • зарисовать увиденное изображение;
  • проанализировать рисунок;
  • отметить на рисунке и описать увиденные органеллы;
  • поработать с терминологическим аппаратом и записать все необходимые термины;
  • написать вывод к работе.

Основные органеллы растительной клетки

Таким образом, эпидермис лука содержит удобные для изучения под микроскопом клетки. Тип растительной ткани кожицы лука — покровный. Под микроскопом средней мощности можно с лёгкостью увидеть основные клеточные структуры, например, ядро, ядрышко и клеточную мембрану.

Ядро клетки кожицы лука можно увидеть в микроскоп, не прилагая усилий. Это тёмное крупное пятно заметнее всех других органоидов. В ядре содержится генетический материал. В ядре также можно обнаружить круглые структуры, называемые ядрышками. Ядрышко является важной органеллой, играющей одну из ключевых ролей работы всего организма.

Благодаря ядрышку, образуются небольшие органеллы — рибосомы. Рибосомы — это очень маленькие клеточные структуры, которые невозможно увидеть с помощью светового микроскопа. В луковой клетке также присутствует хорошо развитая клеточная стенка и клеточная мембрана, которые можно разглядеть в микроскоп средней мощности.

Между вакуолью и клеточной стенкой находится цитозоль. Цитозоль — это прежде всего вода, соли и органические молекулы, выполняющие различные функции в организме.

Внутри находятся другие органеллы: органические структуры, которые служат фабриками, коммуникационными центрами и другими функциональными элементами в управлении клеточным метаболизмом (обменом веществ).

А также внутри этой органеллы находятся включения, состоящие из ряда элементов, крахмалов, белков и других молекул, используемых в качестве строительных блоков для ряда функций.

Отличие растительной клетки от животной

Растения отличаются от животных на клеточном уровне. Например, клетки растений имеют жёсткие клеточные стенки, а клеточные мембраны животных клеток гибче растительных.

В клеточных стенках много целлюлозы, материала, придающего клетке жёсткость.

Будучи накоплена в большом количестве во многих структурах, целлюлоза обеспечивает прочность и жёсткость всего, от цветочных стеблей до стволов деревьев.

Растительные клетки имеют одну большую вакуоль. Вакуоль — это большая открытая область, расположенная в центре клетки, которая используется в качестве резервуара для воды и ионов, а в некоторых случаях — для хранения токсинов.

Хотя клетки животных могут иметь вакуоли, они представлены не как один большой центральный резервуар, а как несколько меньших резервуаров. Клетки растений также имеют хлоропласты.

Это органеллы, содержащие хлорофилл в системных массивах для получения света и преобразования его в глюкозу.

Одно из отличий растительной клетки от животной — наличие вакуоли. Вакуоли содержат необходимую воду, ионы и ряд органических молекул, вырабатываемых растением. Они необходимы растениям для пигментации и образования химических веществ, влияющих на наличие у растений характерного аромата. В луке вакуоль очень большая и отчётливая.

Характерный аромат лука создаётся сочетанием присутствующих в цитоплазме органических молекул и вторичного органического химического вещества, фермента аллиназа (фермент слезоточивости), который содержится в луковой вакуоли. Когда лук повреждается вследствие механического разрушения, аллиназа выделяет специфический запах.

Вывод к лабораторной работе

растительного организма, в данном случае лука, представлено клетками. Они состоят из органелл. В растительной клетке можно обнаружить полужидкую цитоплазму, не имеющую цвета. В цитоплазме расположены ядро и ядрышко.

В ходе исследования можно заметить клеточную оболочку, которая играет защитную функцию и придаёт форму цитоплазме. Она упругая, прозрачная и плотная.

Еще клетки растений содержат вакуоль, в которую входят различные органические молекулы и химические вещества, влияющие на пигментацию и запах растения. Некоторые участки клеточной оболочки тоньше других.

Это подтверждает наличие у растений пор, которые позволяют клеткам связываться между собой.

Вопросы для учащихся

В ходе лабораторной работы учащиеся ознакомляются с различными терминами и биологическими процессами. В конце опыта учащимся могут быть заданы следующие вопросы:

  1. Что такое клетка?
  2. Что представляет собой клетка растения?
  3. Какие органеллы клетки вы знаете?
  4. Каковы различия растительной и животной клеток?
  5. Какие органеллы клетки растения можно увидеть под микроскопом, а какие нельзя? Почему?
  6. Все ли растительные клетки одинаковы? Отличаются ли они у разных растений, если, например, сравнить клетки лука, картофеля и элодеи?
  7. Какие основные шаги подготовительного этапа лабораторной работы вы можете отметить?
  8. Для чего эпидермис лука окрашивают йодом в ходе лабораторной работы?
  9. Каковы функции увиденных органелл растительной клетки?
  10. Каких целей вы достигли в результате выполнения лабораторной работы?

Источник: https://nauka.club/biologiya/laboratorn%D0%B0y-rabot%D0%B0-kozhits%D0%B0-luka-pod-mikroskopom.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.