Какой должна быть школьная столовая? О школьной столовой.

Содержание

Питание в школах. Школьная столовая. Примерное меню

Какой должна быть школьная столовая? О школьной столовой.

Полноценное питание в школах является залогом нормального умственного и физического развития ребенка. В соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании» данные учреждения обязаны обеспечивать учащихся полноценными завтраками и горячими обедами.

Питание в школах строго регламентируется санитарными правилами и нормами – оно должно быть сбалансированным (оптимальное соотношение белков, жиров и углеводов), комплексным.

Кроме того, вместе с пищей ребенок должен получать не только питательные вещества, но и витамины и минералы.

Требования к организации питания

Многочисленные наблюдения показали, что ребенок, получающий сбалансированный завтрак и обед, меньше устает, у него хорошая успеваемость, и дольше сохраняется высокий уровень работоспособности. Поэтому организация питания в школе должна быть построена так, чтобы охватить 100% обучающихся.

Поскольку основное время ребенок находится на занятиях, то завтраки и обеды должны покрывать его потребности в энергии. Например, дети младших классов тратят в день около 2500 Дж, среднее и старшее звено – 2900 Дж. Эти затраты должны полностью покрываться за счет завтраков и обедов.

При длительном пребывании детей в школе их дополнительно необходимо обеспечивать полдником.

Обеденный зал должен хорошо освещаться и отапливаться. Обязательно наличие достаточного количества мебели. Шумы и запахи из производственных помещений и пищеблока не должны попадать в столовую.

Приветствуется художественно-эстетическое оформление зала, хорошо, если есть стенды с информацией о здоровом питании.

У ребенка при входе в столовую должен пробуждаться аппетит, это способствует подготовке организма к приему пищи и хорошему пищеварению.

Предпочтение следует отдавать стеклянной и фарфоровой посуде. Запрещается использование пластмассовых и эмалированных тарелок, кружек.

Каким должен быть завтрак и обед

Согласно санитарным требованиям и нормам завтрак должен включать в себя закуску (салаты), горячее блюдо (как правило, это молочные каши, супы, омлеты, сырники и запеканки) и горячий напиток (чай, какао, компот).

Обед же должен состоять из закуски, первого блюда (супа), второго (рыба или мясо с гарниром из овощей или круп) и третьего (сладкий чай, кисель, компот). В полдники рекомендуется включать булочки и кисломолочные напитки или молоко.

Кстати, в большинстве регионов нашей страны дети начальных классов (независимо от льготной категории) бесплатно обеспечиваются молоком и булочкой.

Организация питания в школе предусматривает щадящие режимы приготовления, такие как варка, запекание, тушение. Они направлены на максимальное сохранение питательных веществ и витаминов в пище. Жарение не допускается. Рекомендуется составление разнообразного и сбалансированного меню на 12 дней.

Кому положено бесплатное питание

Горячее питание в школах должны получать все учащиеся с 1 по 11 класс. Несмотря на это многие родители не имеют возможности оплачивать школьные завтраки и обеды. Некоторые категории детей могут получить бесплатное питание в школе. Льготой могут воспользоваться многодетные и малоимущие семьи.

Таковой считается семья, в которой 3 и более детей возрастом до 18 лет. Если ребенок совершеннолетний, но он является студентом образовательного учреждения, семья носит статус многодетной до момента окончания им учебы.

Малообеспеченной принято считать семью, среднемесячный доход на одного члена в которой не превышает установленной законодательством суммы.

В каждом регионе устанавливается свой “потолок”. Например, если на одного человека в среднем в месяц приходится 4500 рублей, а регионом установлен лимит в 5000 рублей – то дети из такой семьи могут бесплатно питаться в школьной столовой.

Кроме этого, льготное питание в школе могут получить сироты, инвалиды, а также дети, оказавшиеся в трудных жизненных условиях.

Какие документы нужно собрать

Чтобы получить бесплатное питание в школе, родителям придется собрать определенный пакет документов и направить его в отдел социальной защиты. В каждом регионе свой перечень, в большинстве случаев требуют:

Если семья признана малообеспеченной, то дополнительно к вышеперечисленным документам необходимо предоставить справку о доходах каждого родителя за последние 3 месяца (в некоторых случаях за 6 месяцев).

Льготы на питание в школах предоставляются органами социальной защиты. Однако документы могут потребовать и в самом образовательном учреждении.

Кроме всего прочего, так же необходимо написать заявление на питание в школе.

Какие документы нужно собрать для сирот и инвалидов

Дети, оставшиеся без попечительства родителей, также могут получить бесплатное питание в школах. В таких случаях написать заявление должен законный опекун.

Если ребенок – инвалид, он также может бесплатно питаться в школе. В этом случае к бланку заявления дополнительно прикрепляется справка, подтверждающая инвалидность.

Как поступить родителям в трудной жизненной ситуации

Особой категорией считаются дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации. По сути, официального подтверждения этому нет, поэтому здесь статус должен определить классный руководитель.

Родители сами должны объяснить учителю, по какой причине их семья оказалась в такой ситуации, и почему оплата питания в школе стала невозможной.

Затем классный руководитель должен обследовать жилищные условия семьи и составить об этом акт.

Далее документ направляется в органы социальной защиты, там принимается соответствующее решение, и в образовательное учреждение направляется ходатайство о льготном питании ребенка. Здесь стоит отметить, что такой льготой можно воспользоваться только в течение одного года.

Оплата питания в школе – нюансы

Закон определяет сумму на оплату питания детей, и она меняется каждый год. И если стоимость завтрака или обеда превышает лимит, прописанный в законе, родителям предлагают компенсировать эту разницу за свой счет. Если они против дополнительного сбора денежных средств, в таких случаях составляется отдельное меню, как правило, оно в разы уступает по качеству сбалансированному обеду.

Частично оплачивать льготное питание в школе может и местный бюджет, но и здесь каждое отдельное муниципальное учреждение принимает свое решение. Кроме этого, как уже было сказано выше, дети младших классов дополнительно могут обеспечиваться булочкой и кисломолочным напитком.

Источник: https://FB.ru/article/214468/pitanie-v-shkolah-shkolnaya-stolovaya-primernoe-menyu

Обязаны знать родители ! Правила организации питания в школьных столовых

Какой должна быть школьная столовая? О школьной столовой.
sh: 1: –format=html: not found

Статистические данные говорят о том, что предоставление горячего питания школьникам положительно сказывается на их трудоспособности и успеваемости.

В связи с чем педагогический и медицинский состав школы должны приложить максимальные усилия для воплощения в реальность данных рекомендаций.

Законодательное регулирование вопроса

В соответствии с Федеральным законом «Об образовании» процедура организации школьного питания полностью лежит на плечах образовательного учреждения.

Здесь же содержится информация о разработанных нормах питания и санитарных условиях, но нет ни слова об оплате детских обедов.

Кроме того законодательство требует наличия в образовательных учреждениях длительного перерыва, достаточного для принятия пищи.

Применяемые нормы

Меню представляет собой бумагу, информирующую учеников и родителей о том, какой пищей располагает школьная столовая.

При составлении данного документа учитываются следующие принципы:

  • Блюдо, вошедшее в состав меню должно восполнять в детском организме основные пищевые и питательные вещества, т.е. удовлетворять физиологическую потребность детей.
  • Возрастная группа учащихся.
  • Ассортимент блюд должен отвечать требованиям разнообразности и сочетаемости пищевых продуктов.
  • Обязательному учету подлежат: сезонность, особенности национального характера, цена блюда и трудовые затраты, необходимые для его приготовления.

При разработке меню обязательно должны быть учтены нормативно-технические и методические документы. Достичь широкого ассортимента блюд можно посредством использования в отношении 1 продукта нескольких способов тепловой обработки, например, мясо можно отварить, пожарить, припустить или потушить.

Правила осуществления

Правильная организация питания влияет не только на уровень успеваемости, но и на состояние здоровья детей. Поэтому очень важно заботиться о режиме приема пищи. Так, школьнику горячая пища нужна 2 раза в день (речь идет о завтраке и обеде). Если ребенок после уроков не идет домой, а отправляется в продленку, то нельзя обойтись и без полдника.

Если ребенок круглосуточно пребывает в образовательном учреждении, то принимать пищу ему полагается не менее 5 раз в день с интервалом от 3,5 до 4 часов. При этом второй ужин (за 1 час до сна) представляет собой кисломолочный продукт в количестве 1 стакана.

Все сотрудники пищеблока обязаны соблюдать правила личной гигиены.

К работе может быть допущен здоровый гражданин, добросовестно прошедший процедуру медицинского осмотра в соответствии с требованиями законодательства, а также прошедший гигиеническую подготовку.

Каждый сотрудник должен располагать личной медицинской книжкой с внесенными результатами медицинского обследования, информацией о перенесенных заболеваниях инфекционного происхождения, а также о сданном санитарном минимуме.

Обязательными к соблюдению являются следующие правила:

  • чистая рабочая одежда и обувь;
  • оставление верхней одежды, головного убора и других личных вещей в гардеробе;
  • наличие только коротко остриженных ногтей;
  • тщательно вымытые руки перед началом трудовой деятельности;
  • хранение чистой санитарной одежды в соответствующем помещении;
  • обязательное использование мыла (желательно дезинфицирующего) после посещения туалетной комнаты;
  • обязательное посещение медицинского учреждения, если появились признаки таких заболеваний, как простуда и кишечная дисфункция.

Во время приготовления кулинарного или кондитерского изделия нельзя:

  • использовать для застегивания спецодежды булавки;
  • осуществлять прием пищи;
  • курить на рабочем месте.

В обязанности медицинского работника образовательного учреждения входит ежедневный осмотр сотрудника пищеблока на предмет наличия признаков какого-либо гнойничкового заболевания. Выявление нагноившегося пореза, ожога, ссадины или катары верхних дыхательных путей требует перевода работника на другую должность.

За согласование организации и рациона питания отвечает Роспотребнадзор.

Горячая пища должна быть отпущена учащимся школы на большой перемене, продолжительность которой составляет не менее 20 минут.

Если речь идет об интернате, то питание производится в соответствии с режимом дня.

Каждому классу выделяется определенный обеденный стол.

Горячее питание может быть предоставлено учащимся при помощи предварительно накрытых столов или линии раздачи. Первый вариант предусматривает привлечение дежурных школьников старше 14 лет, которыми руководит ответственный преподаватель.

Учащимся запрещено посещать производственные помещения столовой, а также выполнять кухонные работы, такие как: приготовление блюд, чистка овощей, раздача готовой пищи, резка хлеба, мытье посуды или полов.

Для школьников, больных сахарным диабетом

Школа обязательно должна знать о том, что их ученик страдает от такого заболевания, как сахарный диабет. Введение инсулина ведет к постоянному снижению уровня глюкозы в крови вне зависимости от приема пищи. Школьное меню в данном случае заслуживает особого внимания. Только при помощи перекусов в определенное время можно предотвратить наступление гипогликемического состояния.

Учитель не имеет права задерживать школьника, страдающего от сахарного диабета или отнимать у него время, отведенное на перемену.

Школы-интернаты

Питание в школе-интернате обычно организовано следующим образом:

  • в обеденном зале висит меню, в котором содержится информация о названии блюда и его объеме;
  • производственная деятельность столовой соответствует режиму работы учреждения в целом;
  • график приема пищи утверждает директор школы;
  • питание отпускается целому классу;
  • контроль качества, сбалансированность и организацию питания осуществляет бракеражная комиссия, назначает которую директор школы;
  • медицинская сестра или другое ответственное лицо обязано ежедневно снимать пробу;
  • классный руководитель должен разъяснить учащимся и их родителям информацию о том, что такое правильное питание и предоставить в столовую список питающихся учеников;
  • в соответствии с порядком, определенным Министерством здравоохранения, в зимний и весенний периоды нужно обязательно проводить С-витаминизацию готовой пищи.

Осуществление контроля

В текущий момент времени выявлением нарушений в школьном питании разрешается заниматься не только государственным надзорным органам, но и руководству образовательного учреждения.

Так, директор школы может наделить соответствующими обязанностями управляющий совет или назначить инициативную группу и предложить родителям войти в ее состав.

Именно эти люди контролируют качество блюд, норму выработки, необходимое время приготовления, своевременность поставок, срок реализации готового продукта, температурный режим, обоснованность при осуществлении замены одного блюда на другое, калорийность и т.д.

Если все вышеперечисленные мероприятия так и не успокоили директора, то он имеет право привлечь независимого эксперта и провести ряд необходимых лабораторных исследований.

В случае, если комплексную услугу по организации питания школьников оказывает сторонняя организация, руководство школы может осуществлять контроль любого этапа приготовления блюд, не нанося при этом урона хозяйственной деятельности компании.

Источник: https://zen.yandex.com/media/legal/obiazany-znat-roditeli--pravila-organizacii-pitaniia-v-shkolnyh-stolovyh-5be5ecc491763e00a9cc599b?feed_exp=tag_feed&from=feed&rid=3231723726.594.1575933251581.62051&integration=publishers_platform_yandex

Как школьной столовой не быть «столовкой»

Какой должна быть школьная столовая? О школьной столовой.

Как и обещали в одной из наших прошлых статей – сегодня речь пойдет о дизайне специализированных школьных помещений: столовая, актовый зал, спортзал. Это – особые пространства. У каждого – своя конкретная задача. Каждое – насыщено своей атмосферой и эмоциями.

Рекомендациями к оформлению этих пространств делится Рая Ивановская – руководитель дизайн-студии «33dodo», эксперт в дизайне образовательного пространства.

1. Школьная столовая

Чистенько и аккуратненько (в соответствии с СанПиН и прочими правилами и требованиями) – этого уже недостаточно. То, какой мы помним школьную столовую и считаем «в общем- то правильным (достаточным)», – это исключительно наши воспоминания.

Воспоминания о том времени, когда не было торговых и развлекательных центров на каждом углу с различными кафе на любой вкус, когда День рождения отмечали в большинстве случаев дома…

Сейчас же каждый ученик, вне зависимости от возраста, бывает в различных кафе-бистро-кофейнях и, в общем-то, уже привык к определенной атмосфере. Атмосфере, которая радует глаз.

Почему так важно оформить пространство школьной столовой?

Ученики не просто тут едят, они проводят время. Они должны отдохнуть между уроками, расслабиться, пообщаться.

Ведь мы же с вами предпочитаем ходить на обед с коллегами, чтобы параллельно поговорить, обсудить какие-то общие дела, просмотренный фильм или прочитанную книгу.

И дети также – во время обеденного перерыва могут (и должны) укреплять социальные связи, причем не только со своими одноклассниками.

Иными словами – во время обеда должна произойти полная перезагрузка, чтобы с новыми силами (в том числе – эмоциональными) приступить к следующим урокам. Соответственно, и атмосфера школьной столовой должна всему этому способствовать.

Посмотрите на столовую в вашей школе «свежим» взглядом.

Если вы видите однотонные стены цвета «чтоб не пачкалось», однотипные стулья, ровные ряды столов и стандартные плакаты а-ля «Мойте руки перед едой» – знайте – что-то нужно срочно менять!

Как можно оформить школьную столовую – покажем на примере некоторых наших работ:

Кстати, если есть возможность зонировать пространство – сделайте это. От этого будет только лучше (исчезнет «казарменность»). Поставьте столики по-разному (поиграйте в «Тетрис») – где-то 4 столика вместе, а где-то всего 2. Если будете закупать стулья – пусть они будут разного цвета.

После всех этих преобразований можно смело забыть понятие «школьная столовая» и открыть для себя – «школьное кафе». А название ему пусть придумают ученики!

2. Актовый зал

Актовый зал многофункционален – тут проводятся торжественные и развлекательные мероприятия для учеников и их родителей, и родительские собрания, и педсоветы. Мягкие кресла, тяжелые шторы, ламбрекены и золотые кисти для штор… Казалось бы – все это должно создать эффект «театра», ощущения, что искусство – оно вот тут, совсем рядом. Должно, да не обязано.

Честно говоря, наша команда дизайнеров очень хочет найти школу-единомышленника, в которой можно было бы уйти от излишней «официозности» пространства актового зала и реализовать современный проект – достойный, но при этом легкий и многофункциональный.

Не прикручивать кресла к полу раз и навсегда, а выбрать легкие стулья, которые, при необходимости, можно или совсем убрать, или расставить не как в зрительном зале. В дополнении к стульям – различные пуфы и мини-диваны.

Благодаря подобным решениям актовый зал становится многофункциональным – его пространство можно будет использовать и для иных форм активности – групповой работы (с учениками или педагогическим составом), проведения различных дополнительных занятий и т.д. …

Но даже если вы тяготеете все-таки к его классическому использованию – взгляните на стены? Как влияют на уровне ощущений их цвет и оформление? Улучшают ли они общее пространство или являются «никакими»?

Ниже представлены для примера 2 наши работы:

– в первом случае задачей было подчеркнуть «торжественность» зала. Решение: по периметру стен разместили в силуэтной технике здания Москвы. Простое решение, но оно «наполнило» пространство;

– во втором случае было решено отойти от торжественности в сторону искусства. Тут главный «заказчик» – именно ученик. Актовый зал – это его театр, его сцена. Решение: перекрасили стены в яркие цвета, по периметру разместили сюжет, стилизованный под классический парк 19-го века, также отрисованный в силуэтной технике.

В таком пространстве с легкостью можно представить выступление школьной театральной студии или проведение конкурса чтецов. Зрителям – и удобно, и комфортно. И хочется громко аплодировать своим однокашникам, которые выступают на сцене.

3. Спортзал

«О спорт, ты – мир!» И это действительно так, но взгляните на фотографии ниже – стены (их цвет) сужают это мир, в итоге остается просто пространство площадью сколько-то там квадратных метров. Стены просто давят на учеников и единственное упражнение, которое в этом пространстве кажется естественным – это «обучение строевым упражнениям детей разных возрастных групп».

В одной из школ мы разработали дизайн-проект покраски не только основных пространств – коридоров и рекреаций на всех 4-х этажах, но и спортзала. «Легкость, движение, скорость, свежесть, стремление, победа, медали…» – такими словами описали результат сами ученики:

С чего начинается работа над дизайном школьного пространства? С вашего желания! Ведь любое желание – это уже половина успеха.

Осмысленно выстраивая и оформляя пространство школы, – можно в корне изменить ее психологическую атмосферу и вовлеченность учеников и учителей.

Хотите таких преобразований и в вашей школе? Просто позвоните или напишите нам: +7 (925) 215 71 70
letter@33dodo.ru 

Мы занимаемся дизайном и комплексным оформлением образовательного пространства в школах «под ключ» уже порядка 5 лет, в нашем портфолио – десятки успешно выполненных работ. Описание услуг и портфолио вы можете посмотреть тут.

Дизайн-студия «33dodo» – эксперт в дизайне образовательного пространства!

Партнерский материал 

Источник: https://pedsovet.org/beta/article/kak-skolnoj-stolovoj-ne-byt-stolovkoj

4 простых способа превратить школьную столовую в приятное место

Какой должна быть школьная столовая? О школьной столовой.

Запах варёного лука, битва за место в очереди и жёлтая лужица масла в прозрачно-серой каше. Московские школьники и их родители рассказывают, за что они любят и не любят школьную столовую и что нужно изменить в её устройстве в первую очередь.

Рассылка «Мела»

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

1. Кормить вкусно

Хотя многие школьники и сейчас с удовольствием едят в школьных столовых, меню, внешний вид и запах подаваемых там блюд нравятся далеко не всем детям. «Подходишь к столовой — и чувствуешь тот самый невыносимый запах варёного лука», — рассказывает мама второклассницы Светлана Рейтер.

По действующим санитарным нормам готовят еду не в самой школе, а на так называемых комбинатах питания, которые обеспечивают завтраками и обедами сразу несколько школ и детских садов района или даже округа. В школе еду только разогревают и подают.

«Мне нравится суп с лапшой, гречка, мясо очень вкусное, морковь свежая»

Агния, 8 лет

«Я очень люблю куриный суп, рыбный суп люблю так средненько, ещё люблю борщ и салаты с селёдкой»

Цецилия, 8 лет

«Я бы поменяла еду. Потому что там постоянно дают еду в виде каш: как какая-то жижа или желе. Как серые варёные плавленые мозги. Там ничего никогда нормального не бывает. Всё невкусное»

2. Давать выбор детям и родителям

Меню школьной столовой разрабатывают поставщики питания, а утверждает администрация школы. Есть правила: нельзя, чтобы одно и то же блюдо повторялось в течение двух-трех дней. Но сами школьники не могут выбрать хотя бы из двух блюд: есть пюре с котлетой или рыбой, овощной суп или куриный. Если сегодня они не готовы «есть, что дают» — придётся не есть совсем ничего.

«Мне нравится в школьной столовой то, что она есть, — их там кормят и хотя бы об этом думать не нужно. Из минусов — невозможность выбрать обед, из-за этого они в некоторые дни остаются просто голодными. Согласованное меню с учётом предпочтений ребёнка — вот чего мне бы хотелось»

Татьяна Наумова, мама второклассниц

«Когда я спрашиваю у своей старшей дочери, чем их кормили в столовой, чуть ли не каждый раз слышу „плов“. У младшей то котлета с пюре, то гречка. Ни разу, кажется, я не слышала, чтобы им дали огурец или другие овощи либо фрукты. То есть не помешало бы меню разнообразить и давать детям больше свежего»

3. Создать атмосферу

Внешний вид столовых не сильно изменился с тех пор, как в школах учились родители сегодняшних учеников: толкучка в длинной очереди, стоящие вплотную столы и стулья, тоскливого цвета стены.

Сажать за один стол не 12 человек, а четверых, поставить яркие столы и стулья, изобразить на стене что-то повеселее росписи с караваями — и вот столовая уже превращается в удобное место не для «приёма пищи обучающихся», а для обеда и общения.

«Везде очень мало места, чтобы проходить, очень тесно, я бы сделала просторнее. Столы стоят очень близко, стулья тоже, а ещё многие стулья сломаны»

Нора, 8 лет

«Я бы расширила столовку, убрала стенку и убрала бы лестницу в маленькую часть столовой — все падают и разбивают посуду»

4. Не превращать обед в гонку на выживание

Школьников, как правило, кормят два раза в день: после второго или третьего урока завтрак, ещё через два-три урока — обед. Перемена, во время которой нужно успеть спуститься в столовую, постоять в очереди и поесть, длится 20 минут, и не всем хватает времени. Случается, что обеды для средней и младшей школы организованы во время одной перемены — и тогда малышам приходится несладко.

«Мы сначала идём завтракать, и перемена очень короткая, я не всегда успеваю, когда обед — подольше, но в очереди очень много людей и все толкаются»

Правила организации питания в школах

Какой должна быть школьная столовая? О школьной столовой.

Статистические данные говорят о том, что предоставление горячего питания школьникам положительно сказывается на их трудоспособности и успеваемости.

В связи с чем педагогический и медицинский состав школы должны приложить максимальные усилия для воплощения в реальность данных рекомендаций.

Питание в школе: что можно и что нельзя

Какой должна быть школьная столовая? О школьной столовой.

В январе 2019 Роспотребнадзор опубликовал проект нового СанПин по организации питания школьников. Документ пока (и неожиданно) не прошел Минюст и не действует, но родители были взбудоражены: чиновники хотели запретить приносить еду из дома. Разбираемся, как устроено питание в школе, какой рацион показан ученикам и кто получает обязательное горячее питание.

Как должны питаться дети в школе?

Все, что связано с питанием в школе, зафиксировано в СанПин 2.4.5.2409-08. В этом документе оговорены режим питания, рацион, примерное меню, требования к столовой.

В новом, скандально известном СанПине, который пока не одобрил Минюст, на удивление мало изменений. Самое основное — использование йодированной соли вместо обычной

Детей в школе должны кормить два раза — завтраком и обедом. Питание должно быть горячим. Для групп продленного дня добавляют полдник. Если дети живут в интернате или других подобных учреждениях, то их обязаны кормить до пяти раз в день. 

Завтрак должен состоять из закуски, желательно овощной или фруктовой, горячего блюда и горячего напитка. На обед школьники должны получить закуску, например, салат или порционные овощи, первое, второе из мяса, рыбы или птицы и сладкое блюдо.

На полдник рекомендуется давать кисель, сок или кисломолочные продукты и булочные или кондитерские изделия без крема. На ужин детям дают овощное блюдо или кашу, второе блюдо из мяса, рыбы или птицы и напиток.

На второй ужин — фрукты или кисломолочные продукты. 

В обычных школах дети завтракают и обедают. Кормить их должны на «больших переменах», не меньше 20 минут. 

Также в столовой может быть буфет: там продают кондитерские и булочные изделия, фрукты, кисломолочные продукты, твердые сыры, соки, орехи (кроме арахиса), сухофрукты.

Как школьники могут получить воду?

Школьники имеют право в любое время получить чистую питьевую воду. Есть два варианта: питьевые фонтанчики или вода, расфасованная в емкости. Питьевые фонтанчики редко устанавливают в школах, но они предусмотрены СанПин. Воду в маленьких бутылочках должны выдавать в столовой. 

Водой обязана обеспечить школа, но часто эти требования не соблюдаются. Можно писать жалобы, можно ставить кулер в классе

Часто эти требования не соблюдаются и родителям приходится покупать бутылированную воду в больших тарах и ставить ее в классах. Это решает проблему, но не соответствует требованиям СанПин. По крайней мере в нынешнем документе не сказано, насколько безопасно пить воду из общего кулера и пластиковых стаканчиков. 

Насколько полезна школьная еда?

Роспотребнадзор делает все, чтобы она была полезной. Например, в приложении к СанПин есть таблица калорийности блюд, указаны ограничения по соли и сахару. Вся соль с 2020 года должна быть йодированной. Добавленных сахаров должно быть не больше 40 г в день, соли не больше 5 г — это соответствует требованиям ВОЗ.

Проблема СанПин о питании в устаревших требованиях. Например, в СанПиН говорится о витаминной недостаточности у детей. Предлагается добавлять витамин C в готовые блюда.

Но по исследованиям сейчас дети получают недостаточно витаминов группы B. И не нужно витаминизировать готовые блюда, эта идея досталась в наследство от документов 1975 года.

Сейчас можно купить витаминизированные продукты в магазинах.

Кто должен кормить учеников?

Ученики должны питаться в столовой, которая находится в специально оборудованном помещении. В СанПин есть требования и к кухне, и к самой столовой, где сидят и едят школьники. 

Вопреки слухам, дети могут приносить в школу еду из дома

У всех сотрудников должны быть санитарные книжки, также они должны проходить медицинские профосмотры раз в год. Чистота достигается и другими способами: специальная одежда, дезинфекция рук, отбраковка продуктов и так далее.

Чтобы контролировать работу столовой, в школе создают бракеражную комиссию. Она следит за чистотой, соблюдением рациона, меню, пробует блюда. В состав комиссии должны входить члены администрации, медицинский работник, педагоги, школьники.

Вопреки слухам, дети могут приносить еду из дома. Запрета нет в новой редакции СанПин, нет его и проекте нового документа. Речь шла о запрете готовить в столовой блюда из продуктов, принесенных из дома.

Кто может питаться бесплатно?

С этим пунктом пока неразбериха: в каждом субъекте РФ по-разному.

Но чаще всего бесплатное двухразовое питание получают дети из малообеспеченных и многодетных семей, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей (законных представителей), дети, находящиеся под опекой (попечительством), дети в приемных семьях, дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья, дети, имеющие родителей — инвалидов 1 или 2 группы, дети, получающие пенсию по потере кормильца.

Должна ли еда быть вкусной?

По СанПин она должна быть полезной. Это касается набора продуктов и способа приготовления. То есть в продуктах должно быть минимум соли, добавленного сахара и насыщенных жиров. Желательно готовить блюда в щадящем режиме, то есть варить и тушить, а не жарить. Иногда это может быть не вкусно, особенно, если ребенок привык к жирной, жареной или острой пище.

11 лет помогаем выполнять требования, актуализируем знания на  курсах повышения квалификации и программах переподготовки для педагогов. Подготовьтесь к аттестации без стресса!

Источник: https://EduRegion.ru/k-zhurnal/pitanie-v-shkole/

Как организовано питание в школе? Три причины, почему дети не хотят есть в школьной столовой

Какой должна быть школьная столовая? О школьной столовой.

Со школьными столовыми у людей возникают разные ассоциации. Обычно школьную еду вспоминают с ностальгией, или же, наоборот, когда встречаются с невкусной едой. Но мы ведь хотим, чтобы наши дети были здоровыми и ели вкусную еду. Как это можно обеспечить? Но сперва нужно понять, как организовано питание в школе.

В данной статье вы узнаете:

1) Какой должна быть школьная столовая в идеале (по СанПин)?
2) Какова школьная столовая на самом деле?
3) Почему ребёнок отказывается есть в школе?

Стандарт СанПиН и как организовано питание в обычной школе?

Мы здесь не будем рассматривать какие продукты допускаются, как должен выглядеть работник кухни и т.д. Всё-таки это не компетенция школьного учителя. Все эти вещи, думаю, хорошо проверяются. Нам ведь важнее сама организация питания.

Рассматривать будем на примере моей бывшей школы, которая по престижности себя представляла на первом месте после лицеев и гимназий.

Что предусматривает САНПИН (САНитарные Правила И Нормы):
Зелёным цветом выделим соблюдение правил СанПиНа, красным – несоблюдение, оранжевым — небольшие отклонения от правил. Оцените свою школу по этим параметрам.

1. При обеденном зале столовой устанавливают умывальники из расчета 1 кран на 20 посадочных мест. Рядом с умывальниками следует предусмотреть установку электрополотенца (не менее 2) и (или) одноразовые полотенца.

Одноразовые полотенца в школе устанавливать нет смысла. Дети ведь растащат из шалости всё за 5 минут. А вот электрополотенца (в народе «сушилки») присутствуют.

2. Для обучающихся образовательных учреждений необходимо организовать двухразовое горячее питание (завтрак и обед). Для детей, посещающих группу продленного дня, должен быть организован дополнительно полдник.

Двухразовое питание было обеспечено для учащихся 1-4 классов и бесплатное. Для остальных формально оставались и завтраки и обеды, но выбрать предлагалось что-то одно. Для продлёнки полдник обеспечивался.

3. Отпуск горячего питания обучающимся необходимо организовывать по классам (группам) на переменах, продолжительностью не менее 20 минут, в соответствии с режимом учебных занятий.

Всё по СанПиНу. У нас были даже две таких перемены, но здесь есть и свои минусы, о которых я напишу ниже.

4. За каждым классом (группой) в столовой должны быть закреплены определенные обеденные столы.

Делается это для того, чтобы не было споров за столы. И этот пункт у нас учтен.

5. Организацию обслуживания обучающихся горячим питанием рекомендуется осуществлять путем предварительного накрытия столов и (или) с использованием линий раздачи.

Предварительное накрытие столов (сервировка) может осуществляться дежурными детьми старше 14 лет под руководством дежурного преподавателя.

Кто должен накрывать на стол?

В нашей школе накрывали столы сотрудники столовой. Если в вашей школе столы накрывают учителя — это неправильно. В должностной инструкции педагога указаны только обязанности, связанные с обучением, воспитанием, сохранением здоровья детей (сюда входит дежурство в столовой, но не накрывание и уборка столов!).

Плюсы данного способа раздачи: дети не отвлекаются от уроков, приходят и сразу можно поесть.
Минусы: так как никто не охраняет порции, то некоторые ученики прибегают к воровству.

Для меня всё же предпочтительнее второй способ накрывания столов, когда этим занимаются сами дети, а лучше, если ещё и с помощью работников столовой. Пусть дети немного раньше уйдут с урока, но зато будут сыты.

Из-за проблемы воровства иногда мои дети уходили голодными, поэтому такая проблема требует решения. Возможно, с помощью родительских идей.

Ещё в нашей школе в столовой дежурили учителя, но привлекали, в основном, молодых. Сами понимаете, такое дежурство не совсем эффективно. Особо наглые старшеклассники, порой будучи в два раза выше молоденькой учительницы, вряд ли трезво отреагируют на замечание взрослых.

6. Не разрешается привлекать обучающихся к работам, связанным с приготовлением пищи, чистке овощей, раздаче готовой пищи, резке хлеба, мытью посуды, уборке помещений.

Нелюбимое дело почти всех учеников – вытирать столы. Тем более все хулиганы, как правило, первыми разбегаются, и приходится вытирать оставшимся, хоть они и в десятый раз дежурные.

Я ничего не вижу плохого в том, что дети должны убирать за собой (ведь родители часто дома сами все делают за детей – ай-яй-яй), но здесь нужно делать мотивацию, а у нас всё время приходится принуждать. Ушла советская школа, а вместе с ней и дисциплина.

В нашей школе убирались дети, но они халтурили. Всё равно работали в большей степени работники столовой.

7. Должен быть обеспечен свободный доступ обучающихся к питьевой воде в течение всего времени их пребывания в образовательном учреждении.

Тоже проблема многих школ. В начальной с этим проблем не бывает. Дети учатся в одном кабинете, никто посторонний не ходит. Поэтому заказывают бутилированною воду. Как только класс переходит в среднее звено – начинаются проблемы.

За учебный день через прикрепленный кабинет проходит большое количество учеников. Естественно, родители не захотят платить за воду, выпитую не их детьми.
Школа пытается решить эту проблему, размещая в столовых бутыли с водой, но она быстро заканчивается. Где-то есть фонтанчики.

На мой взгляд, это более рациональное решение.

Подведем промежуточный итог. Из семи пунктов три жёлтых, четыре зеленых. Школа старается соблюсти все правила так, чтобы и СанПиН был «доволен», и родители не имели претензий.

Ну, а теперь обратимся к главному объекту, пользователю школьной столовой – учащемуся.

Почему ребёнок отказывается есть в школьной столовой?

Ребенок хочет чипсы, сухарики, газировку, сладкое. В общем, всё то, что в школе давать нельзя. Почему он меняет на эти продукты горячее школьное питание?

  • в школе невкусно кормят (к сожалению, проблема многих школ). Иногда дело в предпочтениях, но когда в классе, состоящем из 30 человек, организованно едят только человека 3-5, на мой взгляд, школе необходимо что-то предпринять. Я это констатирую не по своему опыту, многие мои ученики говорили, что не хотят есть в столовой, потому что им невкусно, или они находили даже подозрительные предметы в еде;
  • дорого. Младшие школьники на этот критерий вряд ли отреагируют, они пока не знают цену деньгам. А вот старшие могут так сказать и приносить еду с собой (оптимальное решение для ребенка, если он не хочет есть в столовой);
  • ребенок может жульничать, и , если ребенка не контролируют родители, не сдавать деньги на питание, а тратить их на вредную еду и всякие безделушки.

Если одна или несколько из этих проблем присутствует, и ваш ребенок отказывается питаться организованно в школе, то это следовало бы обсудить с родительским комитетом и классным руководителем. Возможно, вынести потом на уровень школы.

Более подробно эта проблема освещена здесь.
Для чего это нужно сделать? Чтобы уберечь желудки и здоровье наших детей, дабы они не заработали себе болезней еще в школе.

Будьте внимательны к питанию вашего ребенка в школе, тогда и хорошие оценки не заставят себя ждать.

Ваши отклики и комментарии жду внизу.

Источник: https://shkola-i-my.ru/%E2%80%9C/pitanie-shkolnika/kak-organizovano-pitanie-v-shkole-tri-prichiny-pochemu-deti-ne-khotyat-est-organizovanno

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.